Руханият

Бахаревич: «Враг у нас один – путинский фашизм»

К белорусам начинают относиться с ненавистью. Как быть?

Разговор с писателем Ольгердом Бахаревичем

2022.03.06. «БелСат»

Белорусы начали сталкиваться с проявлениями агрессии и ненависти. Сведения об этом доходят не только из Украины, но и из стран Евросоюза. Белорусам блокируют банковские счета, отказывают заселять в отели, увольняют с работы, отчисляют из университетов. Водители на машинах с белорусскими номерами уже не чувствуют себя в безопасности. Причина одна – принадлежность к нации, которая стала союзником агрессора.

Как оставаться белорусами во время войны в Украине и не замкнуть круг ненависти? Поговорили с писателем Ольгердом Бахаревичем.

– Если правда, что где-то уже дошло до отчисления студентов-белорусов [на момент публикации статьи информацию об отчислении студентов опревергли. – Прим. ЗК], то что я могу сказать? Это означает, что люди, от которых мы ждем солидарности и от которых весь мир ждет сейчас понимания, поддались ненависти. Означает, что они позволили овладеть собой этой ненависти.

А это и есть то, чего добиваются и Путин, и Лукашенко: чтобы весь мир был одержим ненавистью, чтобы люди ссорились между собой, чтобы народы ссорились между собой. И самое ужасное – чтобы побеждали какие-то национальные стереотипы, а не разум и стремление к миру и к свободе. Это означает, что даже там, откуда все добрые, умные, свободные люди мира не ждут удара, – даже там путинскому режиму удалось пробить дыру, – говорит Ольгерд Бахаревич.

«Вы забываете, что враг у нас один – путинский фашизм»

– Я могу только призвать тех, кто меня слышит: если вы мстите белорусам за эту войну, – белорусам, которые боролись и против лукашизма, и против путинизма, – если вы мстите им, то вы забываете, что враг у нас один – и у белорусов, и у украинцев, и у литовцев, и даже у россиян.

И враг этот – путинская империя, путинизм, путинский фашизм!

Давайте все просто объединенными силами противостоять этому фашизму. И не раскалываться по национальным признакам, – призвал писатель.

«Каждый из белорусов несет часть коллективной вины»

– Ольгерд, почему это происходит вообще? Какие аналогии в истории?

– Аналогии очевидны: отношение к немцам во время Второй мировой войны, во время нацизма и после победы над ним. Эти параллели можно проводить сейчас спокойно.

Почему это происходит? Я думаю, срабатывает такая вещь, как упрощение: во время войны, когда гибнут люди, когда идет бомбардировка городов, когда такая прямая агрессия идет со стороны какого-то государства, все делается в сознании человека очень простым. Я как-то написал стихотворение в Минске в августе 2020-го «Вот они, а вот мы». И это упрощение – это какой-то оборонительный, я думаю, механизм у людей, что «все, кто не мы, – враги».

И, естественно, объективные причины относиться к Беларуси сейчас так, как к врагу, есть.

Все те, кто относит себя к белорусам, те, кто называет себя белорусом, – думаю, мы все несем сейчас каждый свою персональную часть этой коллективной вины. Потому что, если какое-то государство руководствуется жесткой диктатурой и это государство начинает принимать участие в агрессии, то все ее граждане несут коллективную ответственность за то, что они допустили существование такой власти.

«Не отворачиваться и не обижаться»

– И я думаю, что здесь нам нужно, несмотря ни на что, все равно говорить, говорить с людьми других стран. Все равно обращаться к ним. Постараться не обижаться на их высказывания или действия, постараться также понять, что эта коллективная вина на самом деле на нас лежит…

Но – говорить, не молчать. Не отворачиваться и не обижаться. Не говорить: вы сами такие глупые, жестокие и ничего не понимаете.

Я верю, что через диалог, через разговор люди все равно наконец придут к миру. И эти слова должны произноситься постоянно. Чтобы не получилось, что в ответ на ненависть мы ответим ненавистью – и получим в итоге замкнутый круг…

 «Не стоит винить себя в смертных грехах»

– Высказываются мнения, что смыть кровь можно будет только с автоматом в руках?..

– Мне кажутся такие мнения абсолютно идеалистическими. Я думаю, что те белорусы, на чьих руках нет крови, никакую кровь смывать не обязаны. Я думаю, что сотни тысяч белорусов, наоборот, боролись против путинизма и лукашизма как могли – кто словом, кто делом, кто поступками. Столько репрессированных и убитых! И до сих пор сопротивление продолжается.

Я думаю, что нам в этом смысле не стоит себя корить и обвинять в каких-то смертных грехах.

Брать в руки оружие и идти воевать за Украину? Считаю, что на самом деле для Украины сейчас важнее международная поддержка. Не все люди – солдаты, не все могут взять в руки оружие. Но есть намного больше видов оружия – это и слова, и продовольственная поддержка, и поддержка украинских беженцев, это также просто добрая воля людей. Я думаю, способов помочь Украине сейчас очень много.

«Помогать Украине молча»

– И если мы чувствуем какую-то вину, когда чувствуем стыд, то мы просто должны помогать Украине молча. Делать все, что зависит от нас. Я говорю обобщая, о всех белорусах, но каждый должен задуматься, что именно он может сделать на своем месте. Что я, например, могу сделать сегодня из эмиграции, потому что сейчас много людей, которым требуется помощь в эмиграции.

Денежные пожертвования украинской армии, пожертвования на гуманитарные цели. Это вполне реально пока что, слава богу, делать из свободной Европы. Повсюду, насколько я знаю, даже в нашем провинциальном Граце, идет сбор для беженцев, сбор медикаментов, вещей для украинских детей.

Я вижу, что такого не было еще в новейшей истории Европы, чтобы была такая сплоченность против этой российско-белорусской агрессии. Люди просто выступают единым фронтом. Никогда не было такой решительной реакции Евросоюза, хотя, я считаю, недостаточной, но все-таки – решительной. И я вижу, что люди разных взглядов и национальностей делают то, что могут. Кажется, Украине это тоже очень нужно.

«Мир и Украина должны понимать, что Беларусь и Лукашенко – совершенно разные вещи»

И давайте, если будем это делать, будем делать это, не акцентируя внимания, что мы здесь искупаем свою вину или стоим на коленях и просим прощения. Давайте просто будем обозначать себя как белорусы и продолжать это делать без всяких обид.

Да, продолжать быть белорусами, несмотря ни на что. Мир и Украина должны понимать, что Беларусь и Лукашенко – это совершенно разные вещи. Что есть другая Беларусь, и что другая Беларусь – это тоже люди, и их очень много.

И наша задача – показать миру, что Беларусь – это не что-то застывшее и железобетонное, и за этим скрываются люди, которым все равно, а что мы репрезентуем Беларусь будущего».

«Признаю, что белорусский позор лежит в том числе и на мне»

– Вы писали, что готовы взять на себя часть общей вины, как это делали немецкие писатели. Каким образом?

– Я думаю, что это такое дело морали, чтобы публичный человек произнес это вслух: я беру на себя свою часть ответственности, я признаю свой стыд, признаю, что белорусский позор лежит в том числе и на мне.

Мне проще это произнести, потому что я все-таки человек публичный, я пишу тексты, я пишу книги, и меня слышит больше людей, чем обычных белорусов. А людей, у которых нет выхода на такую широкую аудиторию, кто их услышит, когда они это произнесут?

Но я говорю сейчас о вещах, которые, в принципе, украинцам мало чем могут помочь. Они могут помочь именно нам, нам самим, если мы произнесем это вслух.

Я думаю, что это была задача литературы во все времена. Писатели должны брать на себя позор нации, стыд нации, должны понимать, что они представляют в мире свою литературу, свой язык. И так действительно делали немецкие литераторы, которые говорили: Да, мы немцы, и то, что творится сейчас, те ужасы и зверства, – от имени немцев, но мы – против, и мы не поддерживаем этого…

«Пятно, от которого придется отмываться тем, кто будет жить после нас»

Здесь же самое страшное для Беларуси, и я писал об этом в своем тексте, что за это придется расплачиваться и тем, кто придет после нас.

Придется расплачиваться еще поколениям. На них будут смотреть как на потомков тех, кто так предательски вел себя во время войны. И будут ассоциировать белорусов с этой войной. И уже не будут говорить, что да, белорусы бедные, несчастные жертвы, а будут говорить о нас: вы поддержали Путина. Это будет пятно, от которого придется отмываться тем, кто будет жить после нас.

Мы уйдем, мы умрем, а люди еще будут отвечать…

 «Просто рассказать, что Беларусь – оккупированная страна»

– Но размер этого пятна будет зависеть от того, Лукашенко ли официально заявит об участии в войне?

– Я считаю, что уже само использование нашей территории для людей, в которых летят ракеты, – это уже преступление. И украинцы понимают, откуда эти ракеты прилетают. И то, что они прилетают из «мирной» Беларуси, которая так гордилась своим мирным образом, я думаю, для них это важно, и они нам этого не забудут.

Моя задача и наша задача сейчас – это просто рассказать, что Беларусь – оккупированная страна. Она действительно не имеет ни своего правительства, ни своей армии, ни своей политики: нами просто пользуются. И наша вина в том, что мы разрешили пользоваться нами.

«Пока звучат слова, есть шанс на взаимопонимание»

– Как вести себя обычному человеку в ответ на ненависть?

– Я думаю, стоит сделать попытку разговаривать. Если ты говоришь с человеком, первой реакцией действительно может быть ненависть, отказ общаться. Но если разговор удастся наладить, то человек в ответ выскажет тебе все, что он думает о тебе и твоей стране, однако если начнет говорить, то начнет и думать. И это поможет ему тоже что-то понять.

Короче, я верю в то, что пока звучат слова и ведется коммуникация, мы имеем шанс на какое-то взаимопонимание.

Если коммуникация такая не удается, то тогда что? Как я уже сказал – продолжать молча поддерживать украинцев. Ведь они сейчас на передовой, на линии фронта, которая проходит не просто между Украиной и Россией, а между свободным миром и чудовищной империей… я думаю, надо пытаться разговаривать.

 

Ольгерд Бахаревич – белорусский писатель, лауреат различных белорусских и европейских литературных премий. Автор романов «Сорока на виселице», «Шабаны. История одного исчезновения», «Дети Алиндарки» (Книга года – 2015), «Собаки Европы» (Книга года – 2018), «Последняя книга пана А.», «Театр счастливых детей» и других. Участник августовских протестов 2020 года в Беларуси. С осени 2020-го живет в Граце (Австрия). 1 марта 2022 года написал для украинского журнала «Український тиждень» письмо к Украине.

Тағы көрсету

Пікір қалдыру

Ұқсас мақалалар

Back to top button