«Россия сорвала планы Киева, который хотел развязать войну. Российские военные делают все, чтобы избежать потерь среди мирного населения украинских городов» – это лишь несколько заявлений из выступления Путина на совещании о мерах социально-экономической поддержки регионов на этой неделе. Также Путин заявил – что все идет по плану. Но каким может быть этот план? И какую цену за это готов заплатить Кремль?
«Спецоперация» идет успешно и по плану. Об этом Владимир Путин заявил в среду, в 21-й день войны России против Украины.
«И все поставленные задачи, безусловно, будут решены».
После более чем трех недель военных действий, кажется, что единственной оставшейся задачей Путина является объявить себя победителем. Любой ценой.
Евгений Магда, политолог, Киев:
«Из возможных сценариев, с одной стороны, это захват большого украинского города-миллионника. Очевидно, что это Харьков или Днепр, или Одесса, или Киев. Это первое. Второе – это полных захват территорий Донецкой и Луганской областей. И тогда можно будет сказать, что мы поддержали так называемые ДНР и ЛНР, которые к нам обратились».
Как утверждают эксперты, чтобы достичь таких целей Кремль должен пойти на крайние меры.
Виктор Ягун, генерал-майор СБУ в запасе:
«Взять Киев такими силами, которые у них есть в том районе – просто невозможно. Все, что они могут сейчас сделать – нанести как можно больше вреда украинской инфраструктуре. Ракетами дистанционно ударить по заводам военно-промышленного комплекса, уничтожить инфраструктуру критическую, которую будет тяжело восстанавливать. Привести Украину к экономическому коллапсу и как можно больше захватить территорий и удержать ее. Наша задача выбить их с этой территории».
Но сдаваться Путин точно не намерен. Как отмечает генерал-лейтенант в отставке и бывший командующий вооруженными силами США в Европе Бен Ходжес, не получив быстрой победы россияне поменяли тактику и теперь просто разрушают города, тем самым пытаясь оказать давление на Запад и правительство Зеленского в надежде, что кто-то, наконец, сломается.
Если же Кремль не сможет получить столь желанных военных побед, то выходить из войны, сохранив позитивный имидж в глазах большинства россиян придется с победами дипломатическими. К примеру, обязать Украину официально отказаться от вступления в НАТО. О статусе нейтрального демилитаризованного государства для Украины по австрийскому или шведскому варианту – как компромиссном варианте уже заявил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. Вопросы насчет открытости дверей Альянса задает и президент Украины – Владимир Зеленский, тем самым вроде оставляя поле для маневра и переговоров.
Владимир Зеленский, президент Украины:
«Каждая из более чем 800 российских ракет, поразивших нашу страну, – это ответ на старые вопросы о НАТО, о том, открыты ли двери альянса для Украины. Если бы они были открытыми, если бы все было честно, нам не нужно было бы 20 дней подряд убеждать альянс ввести бесполетную зону над нашей страной».
В среду президент Зеленский призвал Конгресс США если не закрыть небо, то хотя бы предоставить системы противовоздушной обороны для борьбы с российскими самолетами и ракетами. И Вашингтон пошел на этот шаг.
Джо Байден, президент США:
«Этот пакет помощи включает 800 зенитных систем, чтобы украинцы могли продолжать останавливать атакующие их людей самолеты и вертолеты и защитить свое воздушное пространство. По просьбе президента Зеленского мы определили и помогаем Украине приобрести дополнительные зенитно-ракетные системы большой дальности и боеприпасы для этих систем«.
Своими действиями Киев демонстрирует – Украина готова договариваться, но также готова бороться за свою независимость.
Григорий Нижников, Финский институт международных отношений:
«Есть большая вероятность, что украинское государство сохранится, и роль Запада будет ключевой. Но еще более ключевой есть роль украинского народа, потому что единство украинской нации, его консолидация и готовность бороться – это то, что в стратегическом плане приведет и уже привело к поражению Путина. Против этого нет никакого военного решения и у Путина нет никакого выхода. Такой народ не победить».
Пока мировое сообщество поддерживает борьбу Киева за свою свободу, в том, что все идет «по плану» Путин пытается убедить лишь население России. Точнее ту его часть, которая безоговорочно верит в повестку гостелеканалов.
Россия: последняя надежда на Китай
Похоже, так и не удалось России встать с колен. За 22 дня она докатилась до того, что просит помощи у Северной Кореи и Китая. Ирония в том, что с последней Россия имеет давний территориальный спор – что, как известно, для неё недопустимо. Но проглотить можно всё, если твоя страна закрыта, а есть в буквальном смысле нечего, да и армию, которая вот-вот должна освободить «угнетённый украинский народ», тоже нечем. Просят денег и военной помощи. Пойдёт ли на это Китай?
Ни еды, ни техники. Россия настолько истощила свои запасы, что теперь ей нечем кормить своих солдат и нечем воевать. Потому и просит у Китая готовые сухпайки, технику и деньги, сообщает американская разведка.
Нед Прайс, Государственный департамент США:
«Мы очень внимательно следим за тем, какую помощь России оказывает Китайская Народная Республика, или, если уже на то пошло, любая другая страна. Будь то материальная поддержка, будь то экономическая поддержка, будь то финансовая поддержка, любая такая поддержка из любой точки мира будет иметь для нас большое значение. Если бы Китай пошёл на это, это вызвало бы у нас большое беспокойство. Страна, которая, между прочим, имеет огромные рычаги давления на Россию, которая состоит с Россией в отношениях, в которых не состоит ни одна другая страна. Учитывая всё это, они могли бы сделать больше, чем любая другая страна. Они могли бы положить конец бессмысленному насилию и жестокости, которые развёл Путин. Мы очень четко дали понять Пекину, что не будем стоять в стороне и не позволим ни одной стране компенсировать России ее потери».
В посольстве Китая в США заявляют: никогда об этом не слышали. Мол, сами заинтересованы в мирном урегулировании. Песков тоже всё отрицает.
Дмитрий Песков, пресс-секретарь Путина:
«Это же писали газеты разные. Газеты сейчас много пишут. Газеты сейчас много пишут, поэтому не нужно воспринимать это как первоисточник, если нечего комментировать».
«Россия обладает самостоятельным потенциалом для продолжения операции. Как говорили, она развивается по плану, будет завершена в срок и в полном объёме».
Говоря о том, что это писали газеты, Песков имеет в виду первый публичный источник, который опубликовал эту информацию – газета New York Times. В статье сослались на источники в американском правительстве. Аналитик Украинского института будущего Игорь Тышкевич ставит под сомнение такой нарратив. Скорее всего, Путин обратился к Китаю с другой просьбой, просьбой о развитии военно-технического сотрудничества, считает Игорь Тышкевич, аналитик Украинского нститута будущего:
«Это другое дело и это другой термин, который коренным образом отличается. Потому что было бы, мягко говоря, наивно думать, что китайская техника, которая отличается от российской, будет поставлена в российские войска. Хотя бы по той простой причине, что российские солдаты не проходили подготовку, как ею пользоваться. Было бы очень наивно и глупо думать, что китайские солдаты поедут воевать в Украину. Соответственно, речь скорее идёт о военно-техническом сотрудничестве. И это укладывается в общую политику Китая. Потому что Китай по состоянию на сегодня, он повторяет то, что Путин делал с Лукашенко».
Когда Беларусь, благодаря Лукашенко стали давить санкциями, Путин пришёл с кредитами и готовностью переписать чужое имущество на себя. Теперь сам оказался в похожей ситуации.
Игорь Тышкевич, аналитик Украинского нститута будущего:
«Китаю нужны ресурсы, Китаю нужны полуфабрикаты и Китаю нужна часть военных технологий, которая осталась у России. Взамен Китай может предложить финансовые рынки – те же самые расчёты в юанях, которые уже идут. Китай взамен может предложить, например средства радиоэлектронной борьбы для российской электроники, для российских самолётов, для российских ракет такую вещь как элементную базу, а простыми словами, микросхемы класса милитари и спэйс. Потому что в мире не так много стран, которые их производят. В России такое производство практически остановлено. единственный партнёр России, который их ещё изготавливает, это беларусский «Интеграл».
Зачем они нужны России? Значительная часть их техники работает на американских микросхемах. Но на дворе санкции и коснулись они не только бургеров и инстаграма, но и других благ западной цивилизации. А потому это шанс для Китая занять одну из ниш.
Похоже, что КНР заняла осторожную выжидательную позицию – ЛДНР официально не признала, но в войне в Украине обвинила Европу и Америку: «США своей политикой по расширению НАТО на восток подкинули огромное полено в пожар украинского кризиса», – сказал официальный представитель МИД Китая Чжао Лизцянь.
Евгений Красулин, кандидат исторических наук, специалист по неевропейским цивилизациям:
«Китай занял такую нейтральную позицию. Это, снова же, не значит, что он не будет оказывать никакой помощи, но, понятно, что вряд ли Китай будет оказывать помощь военным России. Китайский посол в Вашингтоне достаточно так категорично опроверг эту информацию, что во-первых Китай знал заранее про начало агрессии, а во-вторых, что он готов поставлять вооружение. И тут я бы был склонным верить этим словам, потому что эти поставки не утаишь – они довольно быстро выплывут и тогда Китай ждёт довольно тяжёлый разговор с теми же американскими партнёрами, чего, снова же, теперь Китаю не особо хочется, скажем так, переживать».
Не будет помогать Китай и Лукашенко, который под шумок тоже попросил помощи, считает Евгений Красулин.
«Я не настаиваю на том, чтобы в связи с теми санкциями, которые введены против России и Беларуси, Китай нёс какую-то ответственность и что-то терял. В этой ситуации нам надо выстроить и найти ту модель взаимоотношений и сотрудничества, которая бы соответствовала интересам двух стран».
Каких-то особых отношений между Беларусью и Китаем не было и нет, говорит экономист Ярослав Романчук. Китай в принципе подходит к таким вещам очень прагматично.
Ярослав Романчук, руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса:
«Они понимают, что китайцы – основной бенифициар войны России и Беларуси против Украины. Поэтому, например, нужно Беларуси продавать удобрения – китайцы могут предложить на каких-то условиях купить «Славкалий», в который тоже был вложен китайский кредит и договориться с Россией насчёт логистики. Китайцы могут купить и «Беларуськалий», могут купить и какую-нибудь банковскую систему, много чего могут сделать, если они посчитают, что это такая основа, которая им нужна. Если посчитают, что нет, тогда подождут, пока стоимость станет более низкой и купят за каких-нибудь 20-25% от той цены, которую сегодня предлагает Беларусь».
Вчера премьер Польши Матэуш Моравецкий заявил о готовности направить в Украину миротворческую миссию НАТО. Если это произойдёт, вряд ли Китай будет заинтересован в инвестициях в Беларусь. Скорее эту нишу займёт Россия.
«Белсат»
19.03.2022