2022.03.07 «БелСат», Беларусь
Belsat.eu разбирался в основных понятиях, которые использует Владимир Путин и кремлевская пропаганда, оправдывая войну против Украины.
«Один народ» и «Украина имени Ленина»
Путин и кремлевская пропаганда традиционно пользуются нарративом, в соответствии с которым россияне и украинцы – это один народ, а современная Украина – это искусственное образование, ставшее результатом козней врагов России и недальновидной политики большевиков. Эти тезисы Путин подробно изложил еще в программной статье «Об историческом единстве русских и украинце» в июле 2021 года. Те же аргументы он повторял и перед началом полномасштабного вторжения.
«В результате большевистской политики и возникла Советская Украина, которую и в наши дни можно с полным основанием назвать Украиной имени Владимира Ильича Ленина. Он ее автор и архитектор», – заявил Путин 21 февраля.
Эти тезисы не соответствуют действительности, но таким образом Путин подводил к мысли, что сегодняшняя Украина вообще не является полноценным государством. Украинские территории Путин считает с исторической точки зрения российскими, о чем он говорил в речи 24 февраля. Такой имперский взгляд на историю стал настоящей идеологической основой нынешней войны.
«Киевская хунта»
Пропагандистское клише о «киевской хунте», которая якобы захватила власть в Украине после Евромайдана, используется Кремлем с 2014 года. Для Путина это клише не потеряло актуальности и сегодня: когда он объявлял войну, то снова упомянул о «антинародной хунте».
Термин «хунта» обычно используется в отношении режимов, где силовики насильственно захватили власть и управляют диктаторскими методами при помощи террора. К властям Украины это понятие не имеет никакого отношения.
Во-первых, ни Владимир Зеленский, ни его предшественник Петр Порошенко не захватывали власть – они победили на демократических выборах. Зеленский во втором туре выборов 2019 года получил 73,22 % голосов. Он победил не только в стране в целом, но и во всех регионах, кроме Львовской области. Законности этих результатов никто не оспаривал. Даже после начала российского вторжения в Кремле не стаят под сомнение легитимность Зеленского как главы государства.
Во-вторых, в Украине никогда не было господства силовиков на ключевых государственных должностях. Силовыми ведомствами руководят люди гражданские. Министр обороны Алексей Резников, глава МВД Денис Монастырский и председатель СБУ Иван Баканов – юристы, которые до своего назначения никогда не работали в спецслужбах и силовых ведомствах.
«Спецоперация по демилитаризации и денацификации»
Войну против Украины в Кремле называют «специальной операцией по демилитаризации и денацификации». Спецоперация – это обычный эвфемизм, который используется вместо слова «война», чтобы успокоить общество и скрыть реальные масштабы боевых действий.
«Демилитаризация» и «денацификация» – это официально заявленные цели войны. Но фактически речь идет о пустой пропагандистской абстракции, которую объяснить невозможно.
Глава МИД Сергей Лавров заявил, что параметры «демилитаризации» еще будут согласовываться, но в Украине «не должно быть вообще никаких вооружений, которые могут угрожать безопасности РФ». Какое вооружение имеется в виду, Лавров не уточнил. Ядерного, химического и биологического оружия в Украине нет. А по обычным видам вооружения потенциал государств просто несопоставим: украинская армия численно в четыре раза меньше российской, Украина имеет в пять раз меньше танков, артиллерии и ракет, в десятки раз меньше авиации и военных кораблей.
С «денацификацией» все не менее сложно. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что цель «спецоперации» – очищение Украины от «пронацистски настроенных людей и идеологии». Путин говорил о «радикалах» в украинском правительстве. Но кто эти люди и от какой идеологии Украине нужно очиститься – так никто и не объяснил.
На самом деле Украина – это демократическая страна, где государственной идеологии не существует в принципе. В правительстве и парламенте Украины нет не только нацистов, но и представителей националистических партий. Президент Владимир Зеленский имеет еврейские корни и до начала своей политической карьеры очень редко использовал украинский язык. Большинство в парламенте занимают представители партии Зеленского «Слуга народа», идеология которой близка к либерализму.
Националистические партии и движения в Украине существуют, но они не имеют влияния на политическую систему страны. Кандидат от националистов на последних президентских выборах набрал 1,6 % голосов, а на парламентских выборах коалиция националистов получила лишь 2,15 % голосов и не прошла в Верховную Раду. Парадокс заключается в том, что до Евромайдана популярность правых была выше – например, во время парламентских выборов 2012 года националистическая партия «Свобода» получила 10,44 % голосов.
Обещания о нерасширении НАТО
Объявляя войну Украине в ночь на 24 февраля, Владимир Путин в очередной раз сослался на «обещания нашей стране не расширять ни на один дюйм НАТО на восток». По его словам, Россию якобы обманули, «просто бросили».
Этот аргумент Кремль и государственная пропаганда используют десятилетиями, но вряд ли россияне, которые верят пропаганде, знают предысторию этого мифа.
Тема нерасширения НАТО обсуждалась в начале 90-х в контексте объединения Германии после завершения холодной войны. В феврале 1990 года государственный секретарь США Джеймс Бейкер встретился в Москве с президентом СССР Михаилом Горбачевым. В ходе переговоров Бейкер в качестве одного из вариантов развития событий действительно заявил, что если Германия присоединится к НАТО, то Альянс не продвинется «ни на один дюйм» на восток.
Эта идея была исключительно инициативой Бейкера: когда госсекретарь вернулся в США, президент Джордж Буш не поддержал такого подхода. Никаких юридически значимых гарантий Бейкер Кремлю не давал, в договорах обещание закреплено не было. Понимали это и в Москве, поэтому продолжали обсуждать соответствующий вопрос и в дальнейшем. Нет оснований говорить о том, что руководство СССР принимало решения, основываясь на словах Бейкера.
Значение отдельных заявлений политиков хорошо иллюстрирует эпизод 1993 года. Тогда президент РФ Борис Ельцин после встречи с президентом Польши Лехом Валенсой заявил, что Россия не против присоединения Польши к НАТО. Но вскоре Москва это заявление дезавуировала.
Что касается конкретных документов, то в 1997 году Ельцин подписал Основополагающий акт Россия-НАТО. Никаких гарантий там не было: документ не запрещал расширение Альянса на восток.
Красные линии
В своих речах Путин неоднократно говорил о «красных линиях», под которыми имелись в виду вопросы о нерасширении НАТО на Восток и гарантиях неприсоединения к Альянсу Украины. В декабре 2021 года Москва официально потребовала от Запада соответствующих «гарантий безопасности». В том числе Россия настаивала на том, чтобы НАТО отвело всю военную инфраструктуру в Европе на позиции 1997 года (то есть в том числе ушло из Польши и стран Балтии).
«Североатлантический альянс тем временем, несмотря на все наши протесты и озабоченности, неуклонно расширяется. Военная машина движется и приближается к нашим границам вплотную», – заявил Путин 24 февраля. Он подчеркнул, что НАТО начало освоение территории Украины и заявил, что таким образом Запад перешел «красную линию».
На самом деле стремительное приближение НАТО к границам России – это очередная пропагандистская спекуляция. Россия и так непосредственно граничит с 4 странами НАТО (Эстония, Латвия, Литва, Польша). От эстонской Нарвы до второго по величине российского города Санкт-Петербурга всего 135 км. Такое положение вещей сохраняется уже 18 лет, после того как в 2004-м страны Балтии присоединились к НАТО. С тех пор Альянс в Восточной Европе не расширялся.
Украину никто в обозримом будущем присоединять к Альянсу не собирается, что вновь подтвердил канцлер Германии Олаф Шольц в феврале 2022 года. Баз НАТО в Украине нет.
Киевский батальон территориальной обороны и военные помогает мирным жителям эвакуироваться из города Ирпень недалеко от украинской столицы, который постоянно находится под обстрелами российских самолетов.
Военную инфраструктуру и армейский контингент в восточноевропейских странах – членах НАТО Альянс за последние годы действительно усилил, но эти меры были приняты в ответ на аннексию Крыма и войну на Донбассе. Причем увеличение военного присутствия в Польше и странах Балтии было скорее символическим – в целом речь идет о группировке в 5 тысяч человек, действующей на ротационной основе. Притом что российская армия насчитывает 850 тысяч человек.
«Геноцид народа Донбасса»
Кремль заявляет, что на Донбассе 8 лет происходил геноцид русскоязычного населения, и эти преступления нужно было остановить. Но на самом деле никакого геноцида не было.
Война на Донбассе в 2014 году была развязана Россией, которая направляла туда своих боевиков, оружие и деньги, а также непосредственно задействовала российскую армию в военных операциях против Украины. В результате боевых действий мирные жители гибли по обе стороны фронта, но нет никаких оснований говорить о том, что происходили этнические чистки, преследование русскоязычных или целенаправленные артиллерийские удары по гражданским со стороны Украины. Вместе с тем есть немало сведений о том, что пророссийские боевики сами обстреливали жилые кварталы населенных пунктов, которые оставались под контролем «ЛДНР», чтобы вызвать ненависть населения к Украине, а также использовали тактику «живого щита». Кроме того, боевики вслепую обстреливали подконтрольные украинским властям города, что также приводило к гибели среди гражданских.
Однако главный парадокс, который никак не объясняет российская пропаганда, заключается в том, что мифический геноцид почему-то затрагивает исключительно подконтрольные боевикам территории. Большинство Луганской и Донецкой областей с 2014 по 2022 годы оставалось под контролем властей Украины, но там русскоязычных никто не преследовал и не ограничивал в правах.
Мировое сообщество считает заявления Москвы о геноциде абсолютно безосновательными. Того же мнения придерживаются и ученые. Исследователи темы геноцида и нацизма после начала войны выпустили специальное заявление, в котором обвинили Россию в злоупотреблении этими терминами. Они подчеркивают, что заявления о «геноциде» не подтверждаются никакими фактами.