Басты баған

ПОЛНОЕ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ

Как работают на государственной службе те, у кого не хватает мозгов изучить государственный язык?!

Вниманию Президента Республики Казахстан К.Токаева

Кто разрешил ограничивать право казахов, которые сегодня составляют более 70 процентов населения, на получение информации на государственном языке, и дискриминировать язык?

В Службе центральных коммуникаций при Президенте РК Ерхат Искалиев, действующий председатель правления ТОО «СК-Фармация» (печально известное, «прославившееся» во время унесшей множество жизней пандемии) Министерства здравоохранения РК, не смог назвать на казахском языке размер своей зарплаты?!

«СК-Фармация» – ТОО, но никогда не была в частной собственности, это дочерняя организация Министерства здравоохранения, как заявил сам Искалиев. То есть это почти государственная структура.

Неужели некому возглавить «СК-Фармация» в Министерстве здравоохранения, кроме тех, у кого не хватает элементарной грамотности по-казахски назвать свою зарплату, не может сказать, сколько зарабатывает на жизнь?!

Что за нищета кадровых ресурсов?

Если мы прямо сейчас спросим в социальных сетях о том, кто был кандидатом со знанием государственного языка на должность руководителя «СК-Фармация» и не прошел конкурс, то, понятно, появятся несколько кандидатов.

Тогда зачем и для кого нужно было из всех кандидатов специально выбирать Ерхата Искалиева, не знающего государственный язык Казахстана, а говорящего только на государственном языке России? Неужели основная политика властей состоит в том, чтобы попирать конституционно-правовые основы языка государствообразующей нации, подвергать государственный язык Казахской страны дискриминации?!

Где Справедливый, Новый Казахстан?!.

Оценка по казахскому языку в тесте КазТЕСТ, подготовленном Агентством РК по делам государственной службы, – 0, то есть никакой оценки не ставится! Ответите вы или нет, вы получите 0 (ноль) баллов по казахскому языку? Как это понимать?!

В свое время мы написали статью под названием «Қазақ тілінің деңгейі – 0» («Уровень казахского языка – 0») со слов юриста и активиста Жасулана Иса, который сам столкнулся с этой проблемой.

Казахский язык – это, что, язык для насмешки, господа в Акорде и Правительстве!?.

Два года назад, когда главный государственный санитарный врач Министерства здравоохранения расстроилась из-за того, что не могла ответить на вопрос на казахском языке, мы написали: «БАС САНИТАРДЫҢ РЕСЕЙ ТІЛІНДЕГІ СӨЗІН МИНИСТР АУДАРЫП БЕРЕ МЕ?» («Слова главного санитарного врача с языка России переведет министр?»). Мы опять это повторяем!

В прошлом году мы даже сделали строгое предупреждение главам министерств, которые приходили в парламент и говорили по-русски: «Это не российская Дума, а Казахский парламент».

Кто позволил ограничивать право казахов, которые сегодня составляют более 70 процентов населения, на получение информации на государственном языке и дискриминировать язык?

Сразу скажем, что брифинг был как будто не в Казахстане, а в России. Потому что такое впечатление оставил Ерхат Искалиев, председатель правления ТОО «СК Фармация», который предоставлял информацию только на русском языке, задвинув в сторону государственный язык, – ощущение, будто он находится не в столице независимого Казахстана, а в одной из губерний России… и сидел свободно…

Несмотря на просьбу журналиста отвечать на казахском языке, он продолжал бойко говорить по-русски. И только когда журналист сказала с позиции языкового законодательства нашей страны: «Я задала вам вопрос по-казахски, отвечайте на него по-казахски», он приостановился. Ведь в данном случае – явное несоблюдение и нарушение языкового законодательства.

  1. Кто дал разрешение Ерхату Искалиеву, председателю правления ТОО «СК-Фармация» Казахстана, пренебрегать государственным языком, то есть нарушать Конституцию и Закон о языке?!.
  2. Кто разрешил ограничивать право на получение информации на государственном языке наших соотечественников, переехавших в Казахстан в течение 30 лет, – сегодня их почти 2 миллиона, а также казахов в аулах, не считающих нужным знать русский язык за годы становления независимости, не говоря о том, что их общее количество около 10 миллионов граждан, в целом казахов – более 70 процентов населения?

Разве не должны быть какие-то юридические требования к тем, кто проводит брифинги в Службе центральных коммуникаций при Президенте, чья страница в Facebook не обновляется на казахском языке уже пять месяцев? Получается, брифинги можно проводить и на китайском языке или еще на каком-то другом языке?

  1. Если ЕРХАТ ИСКАЛИЕВ НЕ ЗНАЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК, КТО ЕГО НАЗНАЧИЛ РУКОВОДИТЕЛЕМ ТОО «СК-ФАРМАЦИЯ», ПОЧТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ?

Разве от него не требовали знание государственного языка в Администрации Президента, Правительстве, Агентстве РК по делам государственной службы и Министерстве здравоохранения при назначении на эту ответственную должность?

Если даже генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Тедрос Гебрейесус учит казахский язык, то в это время наше Министерство здравоохранения не соблюдает языковые законы Казахстана?

Или такого спроса в нашем Казахстане за 30 лет независимости до сих пор нет?!

В таком случае, если брать на работу тех, у кого не хватает мозгов изучить государственный язык, если посчитали, что для такой работы достаточно владеть только языком России, то пусть министр здравоохранения Ажар Гиният или премьер-министр, руководители Администрации Президента, которые выбрали человека, не владеющего государственным языком, на такую ответственную должность, приезжают на брифинг и переводят речь Искалиева на государственный язык.

Хотя глава «СК-Фармация» Е. Искалиев хорошо умеет получать миллионы, но у него не хватает мозгов сказать о размере своей зарплаты по-казахски. Поэтому надо выдать ему зарплату, которую он смог озвучить по-казахски – «1404» тенге в месяц! В идеале всех тех, кто пренебрегает государственным языком, нужно увольнять с госслужбы!

Этого требуют более 70 процентов граждан Казахстана! Ведь уйдет и злосчастная эпидемия коронавируса, вызвавшая чрезвычайное положение, уйдут и разные виды вируса, а «вирус рабства», который распространился во власти Независимого Казахстана, в государственной службе и приучил попирать государственный язык, еще не искоренили за тридцать лет!

Теперь надо думать, чтобы этот «рабский вирус», повышающий кровяное давление нашей страны, не вызвал чрезвычайное положение!

Напоминаем властям, которые готовы забыть всё, что 100 процентов тех, кто вышел на улицы во время январской трагедии, были казахами!

В течение тридцати лет мы поднимаем проблемы бедственного положения государственного языка – одной из главных опор нашего независимого государства.

Пятнадцать лет назад мы написали острую статью под названием «МЕМЛЕКЕТТІК ТІЛГЕ МИЫ ЖЕТПЕЙТІНДЕР ҚАЛАЙ МИНИСТР БОЛАДЫ?» («Как становятся министрами те, у кого не хватает мозгов изучить государственный язык?»). Сейчас эта статья находится в разделе под рубрикой самых читаемых и самых комментируемых материалов национального портала «Qazaquni.kz».

Основа этой серьезной болезни, которую не лечили 30 лет, кроется в Основном законе – пришло время внести изменения в 7 статью Конституции о языке и определить единоличный статус казахского языка как государственного… Такой запрос был озвучен фракцией «Ақ жол» в Парламенте 27 апреля этого года, который массово поддержала вся страна, – количество подписавших петицию на портале eGov Правительства перевалило за 500 тысяч. И когда же услышит наше «Слышащее государство» более полумиллиона своих граждан?!

Журналисты, требующие обязательного использования государственного языка РК, общественные деятели, активисты, радеющие за государственный язык, то есть защитники интересов государства, отныне будут контролировать все собрания, начиная в Акорде и Правительстве, Парламенте, акиматах, и требовать использования только государственного языка!

Қазыбек ИСА,

депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан

 

Facebook

 

Тағы көрсету

Пікір қалдыру

Ұқсас мақалалар

Сондай-ақ, оқыңыз
Жабу
Back to top button