Басты баған

Мракобесие от Мади

или сказ о том, как стать бессовестными людьми

«Элита, воспитанная колонизаторами,

главный враг своего народа».

(Махатма Ганди).

Одиозный Сentral Asia Monitor  на днях разрядился сразу двумя большими статьями: «Языковой вопрос и новое противостояние: чем это чревато для Казахстана?» Сауле Исабаевой от 30.04.2020г.  и «Бессмысленная казахская война» Мади Алимова от 1.05.2020 г.

И о чем же эти статьи? Да о том же, что и раньше, ничего нового. Страшат, пугают нас, казахов, что небосвод рухнет на нашу голову, все полетит в тартарары, если, не дай бог, уберем, как того требуют более 110 тысяч человек, подписавшие петицию на эту тему,  2-пункт 7-статьи Конституции РК, гласящий: «В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык». Наше намерение убрать этот пункт, который по рукам и ногам вяжет, не давая исполнять 1-пункт этой статьи, где написано «в РК государственным является казахский язык», по словам С.Исабаевой «скорее, стремление еще раз заявить о своей позиции, нежели реальное желание изменить ситуацию (здесь и далее подчеркнуто нами – Ө.А.»). Мы, оказывается, как всегда, не понимаем, «…к каким последствиям  способно привести очередное нагнетание (?) напряженности  и  кто от него выиграет (цитаты даны курсивом – – Ө.А».

А вот Джанибеку Сулееву, web-издателю, журналисту, публицисту, все уже ясно: «А я так скажу: как минимум, проиграют все (не иначе как новый Нострадамус явился в наши веса…)и общество в целом, и каждый гражданин в отдельности, причем независимо от того, носителем какого языка в основном он является. Особенно в городах…»

В чем причина этого проигрыша? Вот она: «…давайте представим, что он окажется реально вне закона – и тогда всю линейку прописанных правил и требований придется выполнять относительно государственного языка. Что мы получим? Только навскидку – реальное снижение управленческой эффективности (которая и без того не блещет) и технологические (техногенные) траблы, причем индекс их сложности мы с вами просто не в состоянии понять и осознать. Кто в этом сомневается, пусть оглянется и оценит сегодняшнюю действительность, связанную с коронавирусом…»

О, бедный мой казахский язык, оказывается, это ты виноват в сегодняшней отвратительной ситуации с коронавирусом, если б один русский язык применялся. никакой коронавирус близко не посмел б к нам подойти… А кстати, как в той же России с этим, все ли в ажуре? Ни одного смертельного исхода, говорите, как в Монголии? Даже ни одного больного. Надо же, как все мировые СМИ проморгали такую сенсационную новость…

«Если у вас нету тёти, то вам её…»

Далее: «Остается только горько пожалеть вас, меня, всех казахов, включая наивную паству инициаторов казахской петиции, за наличие у нас… таких вот «передовых инженеров человеческих душ» (именно в кавычках), озаботившихся юридической лазейкой (благодаря которой мы еще держимся на плаву как государство), но почему-то, скажем, не оглушительным фиаско в походе за латинизацией…

Мне кажется, этим людям стоило бы взяться за решение задач, которые, как минимум, по плечу им, а не баламутить граждан РК своей недальновидностью, а еще точнее – недалекостью». А перед этим было сказано: «…Победа казахского языка в петиции конкретно увязывается с тем, чтобы лишить русский какого бы то ни было статуса. В нашем случае статуса языка  межнационального общения».

А между тем ни в Конституции РК, ни в «законе о языках в РК» нет ни слова о таком статусе русского языка! Как можно лишить того, чего нет и  в помине? И кто же после этого мутит воду, кого же назовем «баламутом»?..

Д.Сулеев считает, поднимать эту проблему еще рано, «…по меньшей  мере, ситуация дня сегодняшнего для этого подходит меньше всего. И дело тут абсолютно не в коронавирусе – перед нами стоят очень серьезные современные вызовы, и грядут новые, похлеще нынешних…»

Вот-вот, именно так, сегодня одни вызовы, завтра появятся другие, послезавтра – третьи, и так до бесконечности…  Всегда находились более важные задачи, так было, так есть, пусть так и будет, предлагают нам. И предлагают ничего не делать. В том числе и Мади Алимов: «Ничего в Конституции менять не надо. Не надо делать резких движений. Имеющиеся конституционные нормы обеспечили стабильность, закрепили негласный и не писаный консенсус по языковой теме».

Почему? Потому что… «Русский язык нам нужен хотя бы потому, что он есть часть нашего «Я». Я прекрасно понимаю, что такая постановка вопроса вызовет бурю эмоций в национал-патриотическом лагере. Однако, с моей точки зрения, это давно пора осознать и быть честными перед самими собой. При этом следует понимать, что такое положение вещей ни в коей мере не может быть для нас унизительным. Такова сложившаяся историческая практика. Необходимо отталкиваться от положения дел дня сегодняшнего. А сегодня русский язык – это органическая составляющая нашего казахского мира. Да-да, именно так».

Вот он, самый излюбленный прием колонизаторов – сначала создавать нужную им ситуацию, среду, потом разводить руками: «Такова реальность, давайте исходить из него». Но это не строки из Корана, можно и нужно эту реальность изменить, приводить в соответствие с требованиями сегодняшнего дня.

Нет, же, продолжают гнуть свою линию, продолжают оскорблять и унижать наш язык: «Однако не нужно пытаться поставить его на несвойственное ему место, на замену русского языка, который тоже органичен и является неотъемлемой частью души и мировосприятия живущих здесь людей. Их, оба языка, можно сравнить с двумя объективами, один из которых рассчитан на ближнее расстояние, на детальное восприятие. Другой (ну, понимете, какой…), для перспективы, с широким охватом и обзором».

«У рьяных радетелей казахского языка напрочь отсутствует понимание, что языки такие, какие есть, каждый из них занимает свою нишу, одни духовно-ценностную, другие операциональную. Изменить это мы не в силах».

Мол, казахский язык годится только для словесности, сказок и легенд, а для техники и науки он слабоват.

Сравнивают нас с сектантами и мракобесами, пишут, что «…они-то могут себя лишить русского языка, как, впрочем, и других жизненно важных составляющих личности. А народ его лишить они не смогут».

Успокаивают нас, как младенцов. Вот что пишет Сулеев: «Слава Богу, он жив, сохраняется, развивается, причем вовсе не потому, что у него есть такие радетели». Да, конечно, развивается по своей инерцией, «закон сообщающихся сосудов» не действует…

И мы, как Канат Тасибеков, автор популярной серии книг «Ситуативный казахский», великодушно успокаиваемся, думая: «Проблема государственного языка  в Казахстане в том, что есть люди, которые его не знают. Так давайте их научим. Вот и все». Точно? Тасеке, дорогой, всерьез так считаете? А не желающих знать сколько, посчитали? То-то же и оно!

Поддаваясь убаюкивающим словам Сулеева  других, продолжаем твердить как тот же К.Тасибеков: «Все мы понимаем, что соответствующая поправка рано или поздно будет внесена в Конституцию, но подойти к этому нужно грамотно, взвешенно, профессионально. Путь этот должен быть эволюционным, а не революционным». Святая простота! Путь этот должен длиться еще насколько лет – 30, 40, 50, не скажете, эволюционер вы мой?..

Вводит нас в заблуждение (а мы и готовы заблуждаться) модным и красивым словом «о толерантности».

Но!.. Как только мы в очередной раз попытались было сделать казахский язык госязыком на деле, а не только на бумагах, на нашу сторону полетели камни. Угрозы.

Угрожают нам последствиями: «Менять их в угоду разных группировок чревато серьезными проблемами для нашей государственности». Менять их в интересах целого народа считаем мы, а Сулеев считает  это всего лишь «в угоду разных группировок»? Еще. Надо было хотя бы очертить конкретные контуры этих «серьезных проблем».

Еще одна угроза. Это уже М.Алимов. «Нельзя исключать, что реализация инициативы национал-патриотов может привести к дестабилизации внутриполитической ситуации. Зададимся простым вопросом: оно нам надо?»

И последнее. Опять Алимов. «Раскачивать лодку в такой момент, по меньшей мере, иезуитство. …А потому для всех разумных и прагматичных людей более чем очевидно – важно сохранить в неприкосновенности Конституцию и языковую ситуацию в ней закрепленную. Здравый смысл должен восторжествовать. Любой другой вариант для нас чреват непредсказуемыми последствиями».

Доколе? До каких пор? Все эти 30 лет мы слышим одни те же слова, одни те доводы, что приведены выше. Почему во всех странах мира государственный язык – язык государствообразующего народа и он полнокровный госязык, охватывающий все стороны жизнедеятельности того или иного государства. И нигде не стоит вопрос о том, «почему вместе с этим госязыком не употребляется наравне язык представителей того или иного народа»? Почему во всем мире должно быть так и только у нас наоборот?

За последние 30 лет ни один политик или журналист не смог ответить на этот вопрос. Но от этого нам не легче. Зато требования остались прежние. Ей-богу, как капризный ребенок, не хочу и все!

Политикаслишком серьезное дело,

чтобы доверять ее политикам

(Шарль де Голль)

Поэтому наши старания в сторону оппонентов не дали и не могли дать желаемого результата. Сколько бы ни улучшали конкретные методы обучения казахскому языку, сколько бы ни работали над его  популяризацией, над просветительством, как предлагает К.Тасибеков, все это остается пустым звуком, пока не будет спроса на казахский язык. А спрос будет только тогда, когда все виды делопроизводства – научная и экономическая, судебная и банковская, государственного, вес виды обучения, все-все будет вестись только на госязыке. Когда будет один государственный язык. И языком общения будет он же. Как во всем цивилизованном мире.

Думаете, Исабаевы, Алимовы, Байхожа и другие об этом не знают? Еще как знают. Поэтому всегда очень аккуратно обходят этот вопрос.

А когда казахский язык будет таким, полновесным госязыком? Это уже зависит от власти. На нашу беду, власть всю «эпоху Назарбаева» была русскоязычной. И сейчас остается такой же. Поэтому мог себе позволить Д.Сулеев, когда говорил, что «…в сухом остатке за русским языком реальной силы больше». Но это пока. Вечно откладывать вопрос казахского языка в долгий ящик тоже не получится, это будет бомба замедленного действия. Как видим, перемены и у нас набирают обороты. Власть до сих пор больше мешала развитию казахского языка, чем способствовала. Как не удивляться, как не восхищаться после этого прозорливости Махатмы Ганди. И как же прав крупнейший политик современности Шарль де Голль, великий сын французского народа, второй его народный герой после Жанна д Арк!

Ведь мы и сейчас не ставим ультиматум, не говорим: «С завтрашнего дня пусть все будет на казахском!» Мы только предлагаем, тому же Президенту К.Токаеву: «С завтрашнего него принимайте все документы только на казахском, и выступайте везде тоже только на казахском. И тогда через год все ваши министры, акимы, банкиры и судьи будут говорить, да и вы сами  тоже, на чистом казахском языке».

Русскоязычные казахи – враги или друзья казахского народа, пока этот вопрос  оставим открытым. Не будем навешивать ярлыки. По делам их и будем делать выводы. Но постоянно будем помнить о том, почему они, в том числе наша элита не хочет переходить на свой родной язык. А не хотят они только лишь потому, что жить им на русском языке привычно. Комфортабельно. Русскоязычные казахи, элита все понимают, но не хотят менять себя. Это же такой адский труд! Зачем?! И только ради этого они готовы принести в жертву будущее, само существование казахского народа. Пусть лучше на земле появится еще одно русскоязычное государство, чем они будут переучываться…

А пока я лично пришел к такому заключению: больше я не буду писать на эту тему.  Если господа алимовы и другие будут продолжать свои не совсем благие дела, я максимум буду считать их врагами, и буду соответственно поступать. А как же иначе? Или кто-нибудь даст другое определение их деяниям? Минимум – не буду обращать внимания на них. Потому как считаю их самими бессовестными людьми. Поражаюсь, как за 30 лет никак не может проснуться у людей совесть, чтобы сказать себе и другим: «Что же мы делаем? Как нам не совестно до сих пор не выучить язык нашего государства? Стыд и срам! Позор на нашу голву! Так не пойдет!»

Слишком большая честь. Они на это и рассчитывают, на этом и живут, отрабатывая свой хлеб  с маслом перед хозяевами и оправдывая их доверие к себе. Буду считать это лаем, который непременно будет сопровождать любой караван при любом населенном пункте.

Собака лает – караван идет. Мы в начале пути…

Өмірзақ АҚЖІГІТ

Тағы көрсету

Пікір қалдыру

Ұқсас мақалалар

Back to top button