Басты баған

ТОНКОСТИ ПРОПАГАНДЫ

Сегодняшняя российская государственная пропаганда в некотором смысле изощреннее советской. Раньше пропаганда внутри страны была груба, топорна и била в лоб советского человека. Лоб был непробиваем и пропаганда отскакивала от него, не нанося большого урона. Более аккуратная пропаганда, с «человеческим лицом» и оттенками объективности, была направлена на Запад.

Сегодня примитивная и грубая ложь также обрушивается на российского телезрителя: какие-нибудь СоловьевКиселев или Маргарита Симоньян не уступают в своем поганом ремесле таким «асам» советской пропаганды как Николай ЯковлевГенрих Боровик или Валентин Зорин. Но более тонкая работа сегодня ведется уже не только за рубежом, но и внутри страны.

Пару недель назад компания Meta, владеющая Facebook и Instagram, отключила больше тысячи фальшивых аккаунтов, с которых их владельцы оставляли многочисленные комментарии в поддержку российского вторжения в Украину. Как сообщила компания, тролли работали ежедневно «с небольшим перерывом на обед».

Во всем этом, увы, нет ничего необычного, но есть одна замечательная подробность: некоторые тролли публиковали и пророссийские, и проукраинские комментарии одновременно, иногда с интервалом в несколько минут. Meta полагает, что это могут быть внутренние диверсанты, принятые на работу российскими хозяевами, но тайно сочувствующие Украине.

CТРАВЛИВАТЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ РУССКИХ И УКРАИНЦЕВ

Мне видится совершенно другая картина. Задача этих пропагандистов состоит именно в том, чтобы стравливать в социальных сетях русских и украинцев. Поэтому в российских блогах они пишут гадости от имени украинцев (генетические рабы, холопы, имперцы, орки и далее по списку), а в украинских – от имени россиян (нацисты, укропы, бандеровцы, русофобы и далее тоже по списку, но уже по другому). Любое общественно значимое событие становится для них поводом для массированной пропаганды, направленной на стравливание людей.

В сущности, это довольно простая схема, примечательная только тем, что штатные пропагандисты обезличены. Если генералов кремлевской пропаганды все уже знают в лицо и на слух, то о солдатах фабрики троллей ничего определенного сказать нельзя.

Чаще всего непонятно: это глупый оппонент злобствует у тебя на странице, или тролль на зарплате? Поэтому исследованию, проведенному Meta, можно только аплодировать.

РАСХОЖДЕНИЕ С РЕАЛЬНОСТЬЮ

Немало сил и бюджетных средств вкладывается в попытку создать видимость единства в России в отношении войны с Украиной, в единодушную поддержку путинской политики. Цифры приводят только те, которые ласкают слух кремлевских руководителей. Множество даже западных средств массовой информации, ни капельки не комплексуя, цитируют социологические отчеты таких монстров кремлевской пропаганды как ВЦИОМ или Фонд Общественное Мнение.

На этих структурах уже давно клейма ставить негде, а западные масс-медиа ссылаются на них как на источник информации!

Интересно, что сами штатные социологи иногда признают, что респонденты побаиваются отвечать честно, но радужные цифры они тем не менее исправно выдают. Недавно российская социологическая служба с красивым иностранным названием Russian Field признала, что ее результаты могут не совпадать с реальным мнением респондентов, так как «россияне боятся говорить на эту тему – увеличились отказы, снизилась искренность».

И невзирая на это, они выдают положенные цифры: общий уровень поддержки войны с Украиной составляет 69%; против выступают около четверти респондентов. Вероятно, не хочется оставаться без работы: если бы цифры опроса были, например, обратными, то сколько бы еще дней просуществовала эта социологическая служба?

НЕПАТРИОТИЧНОЕ МОЛЧАНИЕ

О реальных общественных настроениях можно судить, как это ни странно, по деятельности группы ГРАД во главе с писателем-омоновцем Захаром Прилепиным. Эти инициативные доносчики, занятые, как они утверждают, расследованием антироссийской деятельности, обвиняют деятелей российской культуры в непатриотичном молчании и тайном осуждении военных действий в Украине.

В их проскрипционном списке большинство именно «молчащих», избегающих публичного выражения своего отношения к войне. Среди этих, как говорили раньше «не разоружившихся перед партией товарищей», есть весьма влиятельные и послушные Кремлю чиновники и деятели культуры. Такие, например, как гендиректор Первого канала Константин Эрнст, руководитель Большого театра Владимир Урин, советник президента по вопросам культуры Владимир Толстой, бывшая пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова, режиссер Федор Бондарчук и другие.

Омоновец по жизни, Прилепин с дружками выводит «молчунов» на чистую воду, невольно при этом демонстрируя подлинное отношение околокремлевской элиты к путинской авантюре в Украине. Но если так обстоят дела в кремлевской обслуге, то что же сказать о человеке с улицы?

Подлинного расклада общественных сил в России сегодня не знает никто. Нет инструментов, которыми можно измерить общественное настроение. Все заменяет пропаганда, на которую ведутся, к сожалению, многие весьма неглупые люди и даже независимые средства массовой информации.

Александр ПОДРАБИНЕК,

российский журналист

18.08.2022

«Белсат»

 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

 

Тағы көрсету

Пікір қалдыру

Ұқсас мақалалар

Back to top button