Истинная суть событий, произошедших в Казахстане в январе 2022 года, концептуально укладывается в ранее планировавшуюся операцию «Шапрашты», о которой впервые стало известно еще в июле 2019 года. Эта операция была санкционирована Нурсултаном Назарбаевым с высшим руководством КНБ, представителями «шапраштинского клана» и отдельными членами Совета Безопасности РК и подразумевала, что в случае наступления критической ситуации будет применен силовой сценарий отстранения от власти действующего президента Касым-Жомарта Токаева.
Под критической ситуацией понимались определенные политические действия президента или неожиданная преждевременная смерть непосредственно «елбасы», в случае последней операция «Шапрашты» должна была начаться незамедлительно, а сам факт ухода отца и лидера нации из жизни должен бы был тщательно скрываться. Именно тогда, в 2019 году, оформилась группа заговорщиков, ядро которой включало в себя главу КНБ Карима Масимова, первого зампреда КНБ Самата Абиша, генерального прокурора Гизата Нурдаулетова, министра внутренних дел Ерлана Тургумбаева, а также ближайших родственников «елбасы» – Болата Назарбаева, Ахметжана Есимова, Кайрата Сатыбалды и Даригу Назарбаеву.
Источники в окружении той части политической и бизнес-элиты Казахстана, которая в текущий момент предпочла избрать в качестве временного места жительства ОАЭ, утверждают, что изначально протесты в Мангистауской области против повышения цен на сжиженный газ не должны были стать триггером для старта операции «Шапрашты» и не были задуманы, как часть этой операции. К старту операции привело то, что, по случайному совпадению, именно в это время состояние здоровья Елбасы неожиданно ухудшилось и стало критическим, у него случился обширный инфаркт.
Именно тогда, в первые дни января, часть заговорщиков, не удовлетворенная информацией, поступающей от личного лечащего врача «елбасы», решила дать старт операции, использовав стихийные митинги, охватившие ряд регионов страны для прикрытия силового сценария захвата государственной власти и осуществления государственного переворота. Окончательное решение было принято поздно вечером 3 января в Алмате Абишем, Сатыбалды и Болатом Назарбаевым, по закрытому каналу связи о старте операции был проинформирован Масимов. Основной движущей силой заговорщиков на улицах стали работники торговых объектов в Алматинской, Джамбульской, Туркестанской, Кызылординской областей и глубоко законспирированный джамаат, сформировавшийся на юге Казахстана при поддержке Абиша и Сатыбалды, и имеющий боевое крыло в виде вооруженного салафитского бандподполья.
При этом ряд все тех же источников, находящихся в ОАЭ, утверждает, что остальная группа заговорщиков узнала о начале операции «Шапрашты» как минимум на сутки или даже двое позже, однако данная информация не вызывает доверия и выглядит, скорее, как попытка максимально сузить изначальный круг заговорщиков, желавших насильственной смены политического режима, либо свидетельствует о сильнейшем конфликте, который сейчас имеет место в семье Назарбаева. Также непонимание источников вызывает и дальнейшее развитие событий, явно указывающее на то, что среди ядра заговорщиков оказался кто-то, кто помог официальным властям сорвать операцию, окончательный провал которой был признан всеми лишь 18 января, когда здоровье «елбасы» позволило ему выступить с обращением.
Несмотря на то, что в результате провала операции «Шапрашты» от ключевых рычагов политического и экономического управления Казахстаном отодвинуты практически все представители «шапраштинского клана», риски для президента Токаева с попыткой ревизии его курса остаются по-прежнему высоки.
- Телеграмм-канал Nursolovej
- https://t.me/nursolovej/1508
- «DAT». 17.02.2022.