Эпоха всеобщего лицемерия и тотальной коррупции
Сагиндык ЖУРСИМБАЕВ, экс-депутат ВС РК, председатель комитета, доктор юридических наук, профессор
Известный марафонец, единственный атлет в одиночку пробежавший крупнейшие пустыни Азии, Африки, Австралии и Америки, семикратный рекордсмен книги рекордов Гиннесса, активист незарегистрированной оппозиционной партии «Алга, Казахстан!», неоднократно принимавший участие в несанкционированных митингах Марат Жыланбаев осужден к 7 годам лишения свободы. Суд состоялся в условиях секретности и онлайн режиме. В основу обвинения лег факт перевода им 500 тысяч тенге на счёт одной из активисток-кандидаток, якобы участницы движения ДВК, в ее поддержку.
Житель Мангистауской области, ранее лишённый прав на управление автомобилем, в нетрезвом состоянии на своей машине стукнул чужое транспортное средство. За причиненный ущерб в размере 50 тысяч тенге он осуждён к 4 годам лишения свободы с пожизненным запретом управления транспортным средством.
Как видите, в отношении рядовых граждан блюстители законов бдят денно и нощно, бескомпромиссно обеспечивая уровень правосудия и реализацию принципа «нулевой терпимости» на неимоверной высоте и до невероятной суровости. В то же время, власть не замечает тех, кто в течение длительного времени причиняет обществу намного больше моральный и материальный урон. Только в 2023 году ущерб от коррупционных преступлений превысил 51 млрд тенге, в 4,1 раза больше, чем в 2022 году и это, не считая ущерба, нанесенного злоупотреблениями властью и растратами вверенного имущества. Ложь и обман, угодничество и притворство, несоответствие слов и поступков человека его истинным намерениям приобрели такие масштабы, что стали повседневной нормой общества.
Ранее хвастались, что Казахстан еще четверть века тому назад самым первым из постсоветских республик принял антикоррупционный закон и экс-президент публично объявил беспощадную войну против этого социального зла. Теперь мы можем гордиться эксклюзивными законами, учреждением специализированных ведомств и образованием правительственной комиссии по поиску и возврату из-за рубежа незаконно выведенных колоссальных активов. Уникальнейший случай, почти не встречающейся в мировой практике.
Принятый закон «О возврате государству незаконно приобретенных активов», подготовленный с учетом пожелания казнокрадов, направлен, прежде всего, для спасения от реального уголовного преследования тех, кто продолжительное время обирал собственный народ. В закрытый реестр лиц, которых определяет правительственная комиссия, включаются сведения лишь о субъектах, обладающих суммой, совокупный размер которых превышает 13 млн МРП, т.е. свыше 100 млн долларов, что противоречит конституционному принципу «все равны перед законом и судом».
Положение и состав комиссии, утвержденные самим председателем – премьер-министром засекречены, хотя это не предусмотрено законом, заседание проходит кулуарно, непрозрачно, словно это воровской сходняк. Неслыханный случай в законодательной практике, когда депутаты сами не знают даже состав комиссии и ход реализации ими же принятого закона, что вызывает сомнение в их дееспособности.
Основная фишка закона заключается в том, что исполнительная власть берет под свой контроль деятельность правоохранительных органов, даже подотчетных только главе государства, чтобы они не посмели заниматься следственной деятельностью в отношении олигархов и семейных кланов, имеющих огромное состояние. В принципе это давно испытанная практика, когда главой финансовой полиции назначили не сотрудника правоохранительных органов, знающего методы борьбы с преступлениями коррупционного и экономического характера, а отца казахстанской приватизации, конкретно знающего истинных хозяев топовых объектов.
И вся изюминка закона в том, что, если кто-то добровольно вернет хотя бы небольшую часть активов, он исключается из реестра. Виновное лицо получает как бы «юридическую индульгенцию» – государственную гарантию защиты за совершенные ранее «греховные деяния». И после такой реабилитации субъект становится как бы «полностью отмытым, белым и пушистым». В отношении него не может быть подан иск по возврату активов в доход государства. А вся техническая работа возлагается на рабочий орган комиссии – прокуратуру. И высший надзорный орган страны обязан выполнять любые рекомендации комиссии.
Только непонятна норма, упомянутая в Законе о конфискации, применение которой возможно лишь в судебном порядке и в рамках УПК РК. Также не учтено, что в процессе разворовывания, как правило, используются административно-властные ресурсы: злоупотребление должностными полномочиями, служебный подлог, взятки, а также ряд преступлений, влекущих уголовную ответственность, сокрытие которых комиссией недопустимо.
Думается, что по истечении определенного времени данный амбициозный план, «мегазатея» тихо свернут: объявив, что за счет изъятых средств якобы построили школы, заменили бордюры и улучшили социальное положение малоимущих. Хотя было бы разумнее закрыть часть огромного внешнего долга – 161,9 млрд долларов (за год +1.3 млрд.), поскольку стоимость его обслуживания превысила 25% от «чистых» доходов.
Реализация данного закона – это скорее мнимая борьба с теми, кто разбогател нечестно и определяет сегодняшнюю политику страны. Свидетельство тому – волокита с принятием закона, образованием комиссии и уполномоченного органа.
Закон и порядок в сфере борьбы с коррупцией уже давно опустили ниже плинтуса. Помнится, как в конце 70-х годов суд приговорил одного в Алматы и двоих в Караганде к смертной казни только за получение взятки и деятельность коррупционного характера.
В Казахстане из почти 57 965 долларовых миллионеров, только 48 имеет свыше 500 млн долларов, а от 100 до 500 миллионов долларов – 189 человек. 248 физических лиц владеют личными самолетами, а 490 – яхтами. На сегодня 533 граждан имеют 113,5 млрд тенге в иностранных банках. Также 2005 граждан задекларировали 2 483 объекта недвижимости в 52 странах. На 916 граждан зарегистрировало 1017 транспортных средств и 97 граждан имеют долю участия в 122 коммерческих организациях за пределами страны. По идее, если все они разбогатели честным путем, власть не должна их скрывать, а рекламировать, как предприимчивых людей, достигших успеха благодаря своим способностям, рыночной экономике и, естественно, мудрой политике государства.
Как ветеран судебных и правоохранительных органов заявляю, что в стране давно существует необходимая правовая основа и конкретно функционируют органы, призванные бороться с подобными явлениями. Когда существует масса способов сокрытия незаконно приобретённых активов с использованием сложных финансовых схем и механизмов, при этом за рубежом, без квалифицированного расследования и использования уголовно-процессуальных мер принуждения, установление истины крайне осложнено. Примитивный расчет комиссии – на «джентельменское соглашение» на исключение из реестра, т.е. реабилитацию, взамен на символической возврат похищенного по сути «налог и дань за коррупционные деяния».
Более убедительным доказательством беспринципности властей является то, что при наличии сообщений и депутатских обращений о преступных действиях коррумпированных лиц и семейных кланов, органы расследования открыто игнорируют требования ст.180 УПК РК об их обязательной регистрации в Едином реестре досудебных расследований. Также самой властью неоднократно сообщалось о возврате государству незаконно захваченных в частную собственность полей, гор, парков и пастбищ. Однако, нет данных о наличии уголовных дел в отношении виновных лиц, незаконно завладевших огромными земельными участками, также неизвестно, кто и почему засекретил истинных хозяев. Даже не смогли допросить Болата и Алию Назарбаевых в качестве «свидетелей, имеющих право на защиту», несмотря на конкретные факты и показания участников процесса.
Теперь у всех на слуху, как Миттал стал хозяином «казахстанской магнитки», где из-за аварий погибло более 100 человек и стали инвалидами около 200. И теперь этот металлургический гигант стоимостью в несколько миллиардов долларов индийский олигарх вернул всего за 286 млн долларов. Секретность сделки и информация, что ранее предприятие досталось магнату практически даром за взятку и что доля акции принадлежит казахстанцу, свидетельствуют об их не беспочвенности. Возможно, по такой же схеме продавались и другие крупные объекты страны. Но проверить такие сообщения не по зубам нашим правоохранителям. Вор в законе по кличке «Антибиотик» из детективного сериала «Бандитский Петербург» говорил: «В наше время можно украсть велосипед и всё здоровье отдать в тюрьме, а можно воровать вагонами и всегда оставаться на плаву. Красть составы гораздо безопаснее, чем велосипеды». Похоже, что это государственно-правовая политика всех стран, где власть коррумпирована.
Возможность воровать по-черному на государственном уровне возникла внезапно. Казахстан получил независимость неожиданно, хотя ни один государственный и общественный деятель (за исключением руководителей Алашорды) никогда не добивался этого публично. Наша власть так не хотела самостоятельности и до 15 ноября 1993 года оставалась в рублевой зоне, пока Россия не потребовала ввести Казахстану свою национальную валюту.
Хронологический порядок распада СССР наглядно свидетельствует, что Казахстан в принципе не вышел из Союза, поскольку такой страны – Союза ССР, как субъекта международного права и геополитической реальности, к моменту объявления независимости Казахстана, уже не было. Советский Союз фактический перестал существовать с 8 декабря 1991 года после Беловежского соглашения руководителями России, Украины и Белоруссии и создания на его основе Содружества Независимых Государств (СНГ).
Казахстан объявил о своем суверенитете лишь 16 декабря 1991 года, когда уже стало известно, что Президент СССР сложил свои полномочия, и страна фактически осталась в одиночестве на руинах полностью уже разрушенного Союза и была вынуждена выживать самостоятельно.
После получения независимости начался новый переломный период для развития страны. Тогда еще функционировало свыше 5 тыс. крупных промышленных предприятий, 2119 совхозов и 407 колхозов, множество тепловых и гидроэлектростанций, учреждений строительства и связи. Имелось 35,5 млн голов овец и коз. Страна обладала огромными природными ресурсами Тоқаев «Ресей Путиннің басшылығымен елеулі жетістіктерге жетеді» – 98% всех запасов хромитов СНГ, 82% баритов, 64% фосфоритов, 53% запасов вольфрама, 38% цинка, 28% меди и много других разнообразных богатств, а также производила почти весь спектр сельскохозяйственной продукции. Более того, страна вышла с нулевым стартом по внешнему долгу, поскольку долг СССР на себя полностью приняла Россия.
Казахстан как независимая страна взял курс на реализацию собственной модели экономических преобразований и перехода к рынку. Начался процесс радикальных рыночных реформ, разгосударствления общенародной собственности. Однако приватизация превратилась в «при-хватизацию», имеющей своей целью широкомасштабное распределение богатств в интересах узкого круга лиц и страна перешла от планового социализма к клановому капитализму. Один мудрец сказал: «Если лестница приставлена не к той стене, то сколько бы ступенек вы не одолели, все равно придете не туда». Увы, сегодня можно с уверенностью сказать, что страну занесло «не в ту степь».
Многие полагают, что вакханалия казнокрадства началась намного позже. Как персонаж Аркадия Райкина, который «начал ходить, пить и курить» одновременно, так и наша власть начала лгать, воровать и прятать сразу и одновременно. Жажда самоутверждения, власти и денег, видимо, были у них в крови. Тому подтверждение, неоднократные выступления председателя Контрольной палаты Верховного Совета Газиза Алдамжарова о безобразиях с сохранностью государственных средств.
Надеюсь, никто не будет оспаривать и слова, принадлежащие ныне покойному уважаемому писателю Герольду Бельгеру: «…Кризис в голове правителей. Везде жуткое воровство. Те, кто наверху, воруют без оглядки. А внизу народ с рабской психологией: «Тәуба-тәуба, шүкір-шүкір. Мы живы и хвала небесам… Вот это и доконает казахов…. С первого дня получения независимости многие, вместо того, чтобы работать на могущество государства, вооружились хищническими лозунгами: «Пока есть возможность, надо урвать».
Словно в подтверждение этих слов глава государства и международные эксперты сообщили, что всего 162 человека завладели 55% всех богатств Казахстана.
После разгона Верховного Совета, принятия угодной для утверждения авторитарного режима Конституции 1995 года и нового послушного парламента, начались золотые дни, позволяющие полностью распоряжаться национальными богатствами. Благо, в парламенте нет контрольной палаты, призванной следить за законностью использования бюджетных средств и проводить анализ состояния кредитно-денежных отношений.
Руководители Счетной палаты (ныне ВАП), надзорных и судебных органов, высокие чины военных и правоохранительных органов, то есть претенденты на все значимые должности в стране стали назначаться только с согласия президента республики. Сложилось как в индийской сказке, когда жадный раджа поймал и использовал волшебную антилопу, из-под копыт которой сыплются золотые монеты. Экс-президент путем тотальной селекции и благодаря основательному отбору по признаку личной преданности создал новую «политическую элиту». Фанатичное устремление быть состоятельным для них стало идеалом и как бы национальной идеей. Они образовали даже свою партию, основной костяк которой составляли чиновники, предприниматели и приспешники власти. И самое главное, удалось принять для себя удобный закон о выборах, позволяющий широко использовать административный ресурс, надежно обеспечивающий желаемый уровень посещаемости избирателей и нужные результаты, а в итоге сформировать все ветви власти, полностью и беспрекословно подчиняющиеся главе государства.
Коррумпированная система управления заложила клановое правление, и в руках ограниченных людей оказалась неограниченная власть, которые страдали врожденной патологией – алчностью, ненасытностью. Им были неведомы такие понятия, как стыд и интересы народа страны. Они на практике руководствовались не принципами законности и справедливости, а принципами целесообразности. Совершались тайные коммерческие сделки, засекречивались истинные бенефициары и латифундисты, менялись контракты, законы, и даже в Конституцию внесено более тысячи поправок и дополнений.
Активная идеологическая обработка и приукрашенная статистика ежедневно внушали населению, никогда не знавших степень их достоверности, что страна развивается динамично и идет по пути прогресса. Убеждали, что республика, используя опыт Малайзии, Сингапура выработает собственный путь развития и станет региональным лидером с уникальной евразийской моделью демократизации. Заверяли, что путем индустриализации и построения инновационной экономики «казахстанский барс» превзойдет «азиатских тигров». И в качестве примера указывали на Ли Куан Ю – основателя Сингапура, превратившего карликовую страну без природных ресурсов в процветающее государство, а также сурово боровшегося даже со своими родственниками, замешанных в коррупции.
Экс-президент для обоснования своей авторитарности использовал престиж Ли Куан Ю, а фактически действовал по принципу Рафаеля Трухильо – президента Доминаканской республики, диктатора с титулом «Благодетель отечества», в честь которого были воздвигнуты прижизненные памятники, столица была переименован в город Трухильо, а высокие должности занимали его многочисленная родня, пока самого диктатора не застрелили.
Если президент Узбекистана Ислам Каримов чуть не избил свою старшую дочь, а затем привлек к уголовной ответственности за коррупционные действия, то семейство нашего экс-президента организованно и беззастенчиво обворовывало свой народ и по богатству превзошло всех диктаторов мира.
Голда Меир – пятый премьер-министр Израиля говорила, чтобы создать независимую, счастливую и экономически богатую страну, необходимо приравнять коррупцию к измене Родине, а коррупционеров – к предателям, Три профессии должны быть самыми высокооплачиваемыми и уважаемыми. Это – военные, учителя и врачи. Поэтому особенно удивляет недавнее заявление экс-президента, что он ни о чем не жалеет.
Значит, он не отрицает, что установление авторитарно-клептократического режима было его основной политической целью, а аморальные действия на службе и в быту смыслом его жизни. Лидер страны, претендующий на титул «отца нации», должен был радеть за благополучие каждого человека. И не только скорбеть за кончину своего близкого, но и горевать из-за смерти шахтеров, погибших по вине инвестора, и не допускать гибели граждан, вышедших на митинг в защиту своих элементарных прав.
Казахстан – страна безответственных должностных лиц. Несмотря на провалы в экономике и правовой беспредел, никто не понес наказания. Страна по уши в долгах. Почти 3 трлн тенге ежегодно уходит только на обслуживание государственного долга. Российские компании доминируют во всех отраслях. Уровень износа советской инфраструктуры достиг критических отметок. За эти годы так и не смогли организовать производство даже самых необходимых продуктов питания в том объеме, который позволял бы полностью покрывать собственные потребности. Часть сельхозпродуктов остались под снегом. Если это цветочки, то ягодки будут, когда правительство откажется от регулирования цен на социально-значимые продовольственные товары.
Всё это общеизвестные факты. Многих волнует будущее. После трагических январских событий прогнозировался полный крах старого режима, арест истинных организаторов кровопролития и привлечение к уголовной ответственности всех тех, кто пользуясь высоким положением, распродавал природные ресурсы, стратегически важные объекты и незаконно разбогател. Однако, организованное участие привилегированного круга первого президента в грандиозной поминке по случаю кончины его брата, бойкое выступление его соратников вынудили усомниться в дальновидности властей и поверить в возможность реинкарнации былого режима. Беспринципная позиция и сохранение прежнего режима окончательно закрепит лицемерию и демагогию, бюрократию и власть коррумпированных чиновников, как национальную идеологию и всеобщую модель поведения казахстанцев.
К сожалению, не все учитывают и частную встречу экс-президента с Путиным, что не исключает форсированный сценарий. Заявление некоторых чиновников, что экс-президент как пенсионер имеет право на встречу, является дешевым фарисейством. В мировой практике нет случаев, чтобы пенсионер встречался с президентом чужой страны без согласия действующей власти. И по логике и по протоколу такие встречи недопустимы. И Путин в напряженное время войны и предвыборной кампании вряд ли бы согласился, если эта встреча не была бы выгодна России. Где гарантия, что экс-президент не поехал извиниться за ошибку в правопреемнике и с предложением его замены Тасмагамбетовым или об уступке стратегических ресурсов, принадлежащих его клану. Да и для Путина одним из первых задач после мартовских выборов станет пресечение дальнейшей многовекторности Казахстана. И такой вариант выгоден обоим, чтобы присоединить республику к союзному государству. Президенту России нет необходимости использовать вооруженные силы, хотя, как показали январские события, для Казахстана достаточно будет одной ЧВК и местных казаков.
Если «пованговать» как некоторые, то будущие президенты Имангали Тасмагамбетов или один из многочисленных «продуктов Назарбаева» вполне устроят экс-президента на посту руководителя республики. Глядишь к этому времени повзрослеет и его сын Тауман, который может повторить успех отпрыска диктатора Филиппин Фердинанда Маркоса. Чем не монархия, своеобразная, специфическая, казахстанская!
В любом случае казахстанские олигархи и семейные кланы, рожденные на несправедливых законах и давно сросшиеся с лицами, имеющими административно-властные ресурсы и криминалитетом, никогда не отдадут власть демократическим путем. Так что до заката эпохи всеобщего лицемерия и тотальной коррупции очень далеко».
«Дат-Общественная позиция», №5, 8 февраля 2024 г.