Басты баған

«Подальше от лишних глаз»

Корреспондент «Новой-Европа» в Киеве Ольга Мусафирова — о прямом вмешательстве военных, которое приводит к авиакатастрофам

26 декабря 2024

Обломки упавшего самолёта в Актау, Казахстан, 25 декабря 2024 года. Фото: Isa Tazhenbayev / Xinhua / Chine Nouvelle / Sipa / Scanpix / LETA

От редакции

Сегодня, 26 декабря, Euronews со ссылкой на источники в правительстве Азербайджана сообщил, что потерпевший крушение в казахстанском Актау самолет Azerbaijan Airlines был сбит российской ракетой.

На обшивке уцелевших обломков обнаружены характерные повреждения, которые могут свидетельствовать о попадании поражающих элементов зенитной ракеты. Кроме того, по имеющимся данным, в районе происшествия российские системы противовоздушной обороны противодействовали беспилотным аппаратам с украинской стороны.

Официальных подтверждений этой версии со стороны властей России, Казахстана или Азербайджана пока нет. Косвенно об этом заявил только племянник Рамзана Кадырова, секретарь Совбеза Чечни Хамзат Кадыров: он написал в личном инстаграме: «Всё сбито».

4 октября 2001 года авиалайнер авиакомпании «Сибирь» выполнял плановый рейс по маршруту Тель-Авив — Новороссийск, но через час сорок пять минут рухнул в Черное море. Погибли все находившиеся на борту 78 человек: 66 пассажиров и 12 членов экипажа. Катастрофа произошла в момент проведения боевых пусков ракет во время совместных украино-российских учений. Они проходили на подконтрольном России полигоне 31-го исследовательского центра ЧФ РФ на мысе Опук недалеко от Керчи. В день катастрофы Владимир Путин заявил, что «оружие, которое использовалось в это время, по тактико-техническим данным (речь шла о ракете комплекса ПВО С-200. — Прим. авт.) не могло достичь воздушных коридоров, в которых находилось наше воздушное судно». Сбитый самолет был в зоне ответственности за обслуживание воздушного движения Российской Федерации. Украинские органы обслуживания воздушного движения закрыли для полетов воздушное пространство в пределах своей юрисдикции — до границы зоны ответственности РФ.

Расследование, которое проводил МАК, межгосударственный авиационный комитет (тогда Украина входила в состав СНГ), пришло к выводам: имело место непредумышленное попадание в самолет украинской зенитной ракеты во время учений. В ходе расследования это признал и президент Украины Леонид Кучма, а российские сановники и кремлевская пресса сразу же перестали называть учения совместными и начали говорить исключительно об украинских стрельбах. 13 октября тогдашний министр обороны Украины Александр Кузьмук на пресс-конференции в Киеве принес извинения родным и близким погибших: «Мы знаем, что причастны к трагедии, хотя ее причины до конца не установлены».

26 декабря 2003 года Россия и Украина подписали договор «Об урегулировании претензий», в соответствии с которым Украина выплачивала родственникам погибших компенсации без признания юридической ответственности.

17 июля 2014 года, уже после начала гибридной российской агрессии в Украине, над городами Снежное и Торез Донецкой области, территорией, которая контролировалась вооруженными российскими прокси «ДНР», был сбит пассажирский «Боинг» малазийских авиалиний, выполнявший рейс МН-17. Погибли все пассажиры и экипаж, всего 298 человек.

Обломки самолёта рейса MH-17 в селе Грабово, Украина, 16 ноября 2014 года. Фото: Alexander Ermochenko / EPA

Международное расследование установило: самолет поразила ракета из зенитно-ракетного комплекса «Бук» российского производства. Независимые расследователи установили, что «Бук» принадлежал 53-й российской зенитной ракетной бригаде из Курска. 24 мая 2018 года власти Австралии и Нидерландов официально обвинили Россию в катастрофе самолета. 22 июня 2022 года, уже во время широкомасштабной войны России против Украины, ПАСЕ подвела итог: «Наиболее убедительный сценарий на сегодня — МН-17 сбит российским “Буком”».

При этом ряд западных экспертов и медиа высказались в том духе, что Украина несет ответственность за то, что оставила во время боевых действий свое воздушное пространство открытым. В частности, австралийская The Sydney Morning Herald привела высказывания Тони Тайлера, директора Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), и уточнила: за три дня до трагедии Украина увеличила нижний порог полетов в связи со сбитием украинского военно-транспортного самолета. В тот период, напомню, небо еще не было «задействовано» в российско-украинской войне в полную силу.

Сейчас РФ продолжает отрицать состояние агрессивной войны против Украины и, следовательно, не находит причин для того, чтобы закрывать свое воздушное пространство для полетов гражданских судов. Впрочем, мировые авиакомпании в Россию и из нее не летают: санкции. Но перевозчики из некоторых бывших советских республик, а также стран Среднего Востока, Турции, Азии и Африки не отказываются от заработков. И рискуют, поскольку общее правило для всех уважающих международное право и право на жизнь каждого отдельного человека — не летать в воюющую страну. Всю европейскую часть России уже многократно атаковали украинские дроны. Да так, что приходилось закрывать аэропорты и отбиваться силами ПВО. Грозный тоже не раз бывал под атаками украинских беспилотников. Потому шансы попасть под российский «дружественный огонь» в такой ситуации очень высоки.

Украинский аналитик Алексей Копытько пишет: «Расстояние от Махачкалы до Баку лишь на 30 км больше, чем до Актау. В Сети уже полно вопросов: зачем было лететь через море на региональный аэродром в другую страну, если можно вернуться в современный аэропорт Баку, где весь сервис, в т. ч. реагирование на инциденты, на качественно ином уровне? Возможные ответы содержатся в видео из салона самолета, а потом в обзоре обшивки с повреждениями. Характерные повреждения очень похожи на результат обстрела самолета из какой-то системы ПВО. И получены эти повреждения были над территорией России, над Чечней или Дагестаном… Выглядит так, что самолет пытались отправить в Махачкалу, а потом в Актау подальше от лишних глаз. И если бы он сел нормально, все удалось бы замять.

В Баку, даже в случае успешной посадки, утаить обстрел самолета российской ПВО было бы гораздо сложнее, наверняка произошли бы утечки», — замечает эксперт.

По его мнению, к настоящему моменту компетентные органы Казахстана уже должны были извлечь поражающие элементы из самолета. «Уверен, что они передадут их не России, а Азербайджану», — заключает Копытько.

Место крушения самолёта в Актау, 25 декабря 2024 года. Фото: Azamat Sarsenbayev / EPA

 

 

 

Тағы көрсету

Ұқсас мақалалар

Сондай-ақ, оқыңыз
Жабу
Back to top button