Басты баған

ОТПРАВКА В НИКУДА

В Баку считают, что самолет отправили в Казахстан, чтобы он упал в море

Путин извинился перед Алиевым за «трагический инцидент». Как в Баку видят обстоятельства катастрофы Embraer и к каким мерам готовятся, отвечает азербайджанский военный эксперт

Ия БАРАТЕЛИ, специально для «Новой газеты Европа»

28 декабря 2024

Отбиваясь от украинских дронов, Россия устроила международный скандал: в Баку уверены, что самолет Embraer, упавший в Казахстане, был подбит российской ракетой, и требуют официальных извинений. Москва в ответ пока молчит, а Рамзан Кадыров наградил племянника, отчитавшегося об уничтожении всех беспилотников в небе над Чечней. «Новая газета Европа» обсудила официальную позицию Баку с азербайджанским военным экспертом.

Пока готовился материал стало известно, что Владимир Путин извинился перед президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым за то, что «трагический инцидент» с самолетом Azerbaijan Airlines произошел в воздушном пространстве России.

Агиль Рустамзаде, военный аналитик и эксперт в сфере обороны и безопасности, в прошлом боевой пилот ВВС Азербайджана

Агиль Рустамзаде одним из первых заявил, что азербайджанский самолет был подбит российской ракетой. По его словам, в Баку уже на официальном уровне не сомневаются в причинах авиакатастрофы:

— После крушения самолета я сделал собственные выводы, которые совпали с официальной версией. Я предположил, что азербайджанский гражданский самолет был атакован зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-С1», что привело к повреждению судна.

Я не думаю, что в Грозном было намерение стрелять по гражданскому самолету, скорее всего, его приняли за дрон. Самолет был сбит в то время, когда Грозный и Владикавказ атаковали украинские беспилотники. Другое дело, что самолет подлетал к городу с северной стороны, а не с южной, откуда обычно летят украинские дроны.

У «Панциря-С1» два режима работы: автоматический, когда система сама выбирает цели для уничтожения, или же это был оператор, который перепутал самолет с дроном и сам принял решение запустить ракету.

— Когда именно в тот день, 25 декабря, была атака дронов и как именно был поврежден самолет?

— В тот день атака точно была, был взрыв во Владикавказе. И Кадыров сам заявлял о том, что были сбиты цели в небе над Грозным.

Это могло произойти с разницей в час или полчаса. Скорее всего, по самолету выстрелили уже после атаки дронов, но когда система ПВО все еще находилась в состоянии боевой готовности, а также работали системы подавления GPS.

Самолет был не сбит, а подбит, получил многочисленные повреждения хвостовой части, где находятся два контура управления. Один из них позволяет самолету наклоняться и задирать нос для набора высота, второй помогает пилоту корректировать направление.

Пилоты передавали, что теряют управление, что у них серьезные проблемы с гидравликой. Я постараюсь объяснить на примере автомобиля — попробуйте повернуть руль в машине, когда отключена гидравлическая система. То же самое с самолетами: гидравлическая система находится под большим давлением, и когда из-за повреждения из нее начинает вытекать жидкость, давление снижается, и пилотировать самолет становится все труднее.

ЗРПК «Панцирь-С1». Фото: Wikimedia

Любой специалист знает, что если начались проблемы с гидравликой, то важен накопительный эффект: чем больше времени проходит, тем сложнее управлять самолетом.

Поэтому ситуацию очень усугубило то, что самолету не разрешили экстренную посадку на ближайшем аэродроме на территории Российской Федерации.

Точная степень повреждения пока не ясна, еще не расшифрованы «черные ящики».

Но насколько я знаю, после того как самолет был подбит, оба двигателя продолжали работать. Кроме того, сразу после ракетного удара на борту даже не было тяжелораненых — двое человек получили легкие ранения.

Российские авиаслужбы должны были как можно быстрее разрешить самолету сесть — потом можно было договориться, что сказать о причинах повреждения.

Если бы они посадили самолет быстро, скорее всего, такого количества жертв удалось бы избежать. Через тридцать минут после получения повреждения управлять самолетом стало намного труднее.

В зоне 100 километров вокруг Грозного много аэропортов: Ставрополь, Астрахань, Магас… Но было принято решение отправить самолет через Каспийское море — это можно объяснить только стремлением скрыть ошибку ПВО.

Получается, вместо того, чтобы быстро посадить самолет, его отправили тонуть в море. Это подлость, и общество в Азербайджане воспринимает это именно так.

Мы понимаем, что если бы самолет не отправили в Казахстан, то эти 38 человек не погибли бы.

— Как сейчас проходит расследование?

— Баку пока не получил «черные ящики» из самолета, хотя представители компании Embraer находятся на месте. Россия сейчас пытается всеми силами замять это дело.

Россия и Казахстан предлагали вместе изучить причины падения самолета, но в Баку не согласились на то, чтобы это расследование проводили в рамках СНГ.

Мы потребовали, чтобы была создана международная авиационная комиссия с участием представителей компании-производителя самолетов Embraer, а также турецких специалистов. Я думаю, что это было правильным решением, и мы в итоге установим истину.

В принципе, расследование должно только уточнить детали, так как по обломкам уже и так ясно, что к чему.

Спасатели перевозят пассажира, пострадавшего в авиакатастрофе «Азербайджанских авиалиний» в Казахстане, 26 декабря 2024. Фото: EPA-EFE

— Чего сейчас Баку требует от Москвы?

— В первую очередь — признания и извинений. Скорее всего, удар ПВО по пассажирскому самолету был ошибкой. Но последовавшая реакция — это уже не недоразумение. Направить терпящий бедствие самолет через Каспийское море в аэропорт, который находится на расстоянии нескольких сотен километров, — это был целенаправленный шаг.

Поэтому сейчас в Баку считают, что самолет отправили в Казахстан, чтобы он упал в море, после чего обнаружить ошибку ПВО стало бы практически невозможно.

Во время войны в Карабахе в 2020 году Азербайджан сбил российский боевой вертолет. Мы тогда принесли извинения и выразили готовность заплатить компенсацию. Российская сторона встретила это с пониманием. Каких-либо проблем на государственном уровне не возникло.

Этого же Баку сейчас ждет от России — извинений и компенсации. Проблема в том, что Россия не хочет признавать, что сбила этот самолет.

Когда 25 декабря произошла трагедия, борт президента Ильхама Алиева направлялся в Петербург, но развернулся и вернулся в Баку. В полете президенту предоставили информацию о случившемся и, скорее всего, сразу же указали на нестыковки в версиях, которые выдвигались российской стороной. Там были и птицы, и взрыв кислородного баллона…

Азербайджанские эксперты с самого начала не верили в эти версии. Даже если птица попала в один двигатель, то у самолета есть второй, и полет мог спокойно продолжаться. Но мы видели, что самолет падал из-за проблем с управлением.

Сейчас в Москве вообще молчат, ничего не говорят о причинах падения самолета. Глава Чечни Рамзан Кадыров предложил финансовую помощь пострадавшим. Однако Баку от этого отказался.

В предложении Кадырова в Азербайджане усмотрели пренебрежение. Нам прежде всего нужны извинения. Ведь мы не бедное государство, не нуждаемся в подачках.

Согласно общепринятой мировой практике, Россия обязана выплатить компенсацию компании-владельцу самолета, а также семьям погибших и раненых.

То есть разница именно в формулировке — предложение о финансовой «помощи» похоже на подачку, ведь Азербайджан сам способен оказать помощь кому угодно.

Конечно, если РФ не извинится за инцидент, то будет какое-то охлаждение в отношениях между Москвой и Баку.

— Как долго продлится наложенный Азербайджаном запрет на ограничение полетов в Россию?

— Надо учитывать, что в России находятся от 2 до 3 миллионов азербайджанских граждан. При этом сухопутные границы Азербайджана сейчас закрыты. Так что ограничения пока будут, а потом будут действовать по обстановке.

Специалисты по чрезвычайным ситуациям, работающие на месте крушения пассажирского самолета близ Актау, Казахстан, 25 декабря 2024. Фото: Министерство по чрезвычайным ситуациям Казахстана / EPA-EFE

Что случилось с рейсом «Баку — Грозный» и как развивались события

Факты

Утром 25 декабря самолет Embraer 190 азербайджанской авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL), выполнявший рейс J2-8243 из Баку в Грозный, пытался совершить вынужденную посадку.

Авиадиспетчеры отказали самолету в экстренной посадке в Грозном и Махачкале и направили в Казахстан, через Каспийское море. Пилоты сумели обойти жилой район и совершили жесткую посадку в степи, в нескольких километрах от Актау. Самолет взорвался и загорелся. Хвостовая часть оторвалась, но уцелела. Носовая часть полностью выгорела.

На борту находились 67 человек, в том числе пять членов экипажа. Из них 42 — граждане Азербайджана, 16 — России, шесть — Казахстана, трое — Кыргызстана. В авиакатастрофе погибли 38 человек, в том числе двое пилотов и стюардесса. Выжили 27 пассажиров — те, кто был в хвосте самолета, и два члена экипажа. Среди выживших — 11-летняя девочка.

Согласно данным Azerbaijan Airlines, потерпевший крушение самолет был выпущен в 2013 году. В октябре 2024 года лайнер прошел полный техосмотр.

До трагедии в Актау произошло всего три авиакатастрофы с участием лайнеров Embraer-190, сопровождавшиеся гибелью пассажиров. При этом в одном случае произошел теракт.

Разбившийся самолёт Embraer-190 за 8 лет до катастрофы. Фото: Mehmet Mustafa Celik / Wikimedia

Версии

Сразу после крушения российские СМИ распространили заявление пресс-секретаря «Росавиации» Артема Кореняко, согласно которому самолет получил повреждения после столкновения со стаей птиц и был вынужден взять курс на аэродром в Актау, так как в Грозном и Махачкале был густой туман, и посадка была невозможна.

Однако версия с птицами стала выглядеть неправдоподобной сразу после того, как появились видео упавшего самолета. На обшивке лайнера отчетливо видно множество отверстий, очень похожих на следы от поражающих элементов ракеты.

Спасшиеся пассажиров подтвердили, что слышали и ощущали взрыв не внутри самолета, а снаружи.

На основании этих фактов и данных источников в Баку несколько европейских СМИ (Euronews и Reuters) сообщили, что причиной повреждения и последовавшего за этим падения могла стала российская ракета, взорвавшаяся рядом с самолетом. Также временное исчезновение лайнера с радаров объяснялось использованием российскими военными систем РЭБ.

Американская NBC News также распространила версию о российском ПВО, ссылаясь на «двух военных чиновников»: «США располагают разведданными, которые указывают на то, что Россия ошибочно опознала азербайджанский авиалайнер как украинский беспилотник и сбила его с помощью системы ПВО».

Азербайджанский телеканал AnewZ также сообщил, что, согласно данным предварительного расследования, самолет был поврежден осколками ракеты класса «земля — воздух» из российской системы ПВО «Панцирь-С».

На этом фоне из Кремля призвали «не обсуждать гипотезы и не торопиться с выводами о причинах крушения».

«До выводов следствия выстраивать какие-либо гипотезы было бы неверно, — заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. — Мы, конечно же, этого делать не будем, и никто не должен этого делать. Нужно дождаться окончания следствия».

Только два дня спустя, 27 декабря, авиационное ведомство РФ вспомнило об атаках беспилотников и плане «Ковер», предусматривающем «немедленный уход всех воздушных судов из указанного пространства».

Дмитрий Ядров. Фото: Росавиация

Глава Росавиации Дмитрий Ядров отметил, что «обстановка в этот день и в эти часы в районе аэропорта Грозный была весьма сложной. Украинские беспилотники в это время предпринимали террористические атаки на гражданскую инфраструктуру в городах Грозный и Владикавказ».

Также Ядров утверждал, что в тот день «был плотный туман, на высоте 500 метров не было видимости». В итоге в версии главы Росавиации командир экипажа Embraer сам принял решение лететь через море в Казахстан:

«Командир предпринял две безуспешные попытки посадить самолет в Грозном. Командиру предлагали другие аэропорты, он принял решение следовать в аэропорт Актау».

В официальном заявлении по поводу причин падения, сделанном авиакомпанией AZAL, причины аварии в Актау были описаны как «физическое и техническое внешнее воздействие».

Баку

Сообщение об авиакатастрофе 25 декабря застало президента Азербайджана в полете:

он направлялся в Санкт-Петербург, на ежегодный неформальный саммит глав государств СНГ. Ильхам Алиев позвонил Владимиру Путину и сообщил, что не сможет принять участие в мероприятии.

Президентский самолет вернулся в Баку.

В Азербайджане 26 декабря объявили день национального траура по погибшим в авиакатастрофе.

По сообщению азербайджанских СМИ, пилоты сбитого самолета Игорь Кшнякин, Александр Кальянинов и бортпроводница Хокюма Алиева будут похоронены на II Почетной Аллее в Баку. Все члены экипажа были гражданами Азербайджана.

Авиакомпания AZAL сообщила, что выплатит компенсации пассажирам потерпевшего крушение рейса «Баку — Грозный»: 20 тысяч манатов (около $11 700) и по 40 тысяч манатов (около $23 500) семьям каждого погибшего.

Кроме того, все пассажиры получат соответствующую международной практике страховую выплату, отметили в авиакомпании.

После сообщений о гибели коллег и пассажиров в аэропорту Баку разобрали и демонтировали новогоднюю елку.

Извинения

Уже на следующий день после инцидента депутат парламента Азербайджана Расим Мусабеков заявил местному изданию Turan, что российская сторона должна принести Баку извинения.

«Самолет был сбит на территории России, в небе над Грозным. И отрицать это невозможно. <…> «Таковы цивилизованные отношения. Если работает ПВО, то аэропорт должен быть закрыт, должно быть оповещено, чтобы сюда никто не прилетал».

Мусабеков считает, что вместо того чтобы «действовать адекватно ситуации и принести извинения», в России «некоторые совершают определенные действия в медиа, чтобы заметать следы».

«Те, кто совершил это, должны быть привлечены к уголовной ответственности, необходимо выплатить компенсации за гибель людей и пострадавшим. Если не будет этого, то отношения, конечно, перетекут в другую плоскость», — заявил депутат, который входит в комитет по международным отношениям и межпарламентским связям меджлиса Азербайджана.

Накануне в азербайджанских СМИ со ссылкой на администрацию президента появилась информация о том, что в Баку отказались от финансовой помощи семьям погибших и пострадавших, предложенной руководством Чечни по поручению Рамзана Кадырова.

«Азербайджан не нуждается в какой-либо помощи. Ни государство, ни граждане не примут такую помощь. Мы оказываем и будем оказывать необходимую помощь своим гражданам. Азербайджан требует признания факта, принесения извинений и выплаты соответствующих компенсаций», — передал прессе источник в администрации Ильхама Алиева.

Кадыров

Секретарь Совбеза Чечни Хамзат Кадыров 24 декабря сообщил у себя в Instagram об уничтожении всех беспилотников в небе над Чечней.

Он стал практически единственным официальным лицом, подтвердившим, что Чечню атаковали дроны. «Информация о том, что беспилотники попали в какой-то объект, — неправда, все сбито!» — написал он в комментарии к видео уничтожения одного из беспилотников.

На следующий день глава Чечни Рамзан Кадыров наградил Хамзата, своего племянника, медалью «За заслуги перед Чеченской Республикой». Видео своего награждения Хамзат Кадыров также выставил в Instagram, сопроводив кадры песней со словами: «Возле горных вершин вьется огненный ветер, облетая ночные туманы вдали».

Отказ от полетов

Агентство гражданской авиации Азербайджана накануне объявило о приостановлении полетов из Баку в 10 российских городов, «учитывая потенциальные риски для безопасности полетов».

С 28 декабря 2024 года будут приостановлены рейсы из Баку в Минеральные Воды, Сочи, Волгоград, Уфу, Самару, Саратов, Нижний Новгород и Владикавказ. С 25 декабря также не выполняются полеты в Грозный и Махачкалу.

При этом AZAL продолжит выполнять рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Астрахань, Казань и Новосибирск.

Кроме того, летать в Россию отказались еще три авиакомпании — из Казахстана, Израиля и Дубаи.

После «оценки рисков» казахстанская Qazaq Air приостановила полеты из Астаны в Екатеринбург «для обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа». Ограничения будут действовать с 28 декабря по 27 января 2025 года.

Израильская авиакомпания El Al на неделю приостановила рейсы из Тель-Авива в Москву. На следующей неделе компания проведет повторную оценку ситуации, чтобы решить, стоит ли возобновлять полеты.

А авиакомпания Flydubai отменила рейсы из Сочи и Минеральных Вод в Дубай с 28 декабря по 5 января, указывая на форс-мажор и угрозу безопасности полетов.

 

Тағы көрсету

Ұқсас мақалалар

Back to top button