Широка страна
Представитель оккупационной власти в Херсоне заявил о намерении включить этот украинский регион в состав России. Ничего удивительного, поскольку власть эта назначена из Москвы. Чуть раньше секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак заявил, что Россия останется в Херсоне «навсегда».
Разумеется, заявления кремлевской обслуги и ее местных ставленников никого ни к чему не обязывают, но, скорее всего, они отражают господствующие в Кремле настроения. Опять же, ничего удивительного. Все деспотические режимы и персоналистские диктатуры страдают манией величия. Великая Октябрьская социалистическая революция с великим советским народом, не уступающая им по величию национал-социалистическая революция с тысячелетним Третьим Рейхом, великие корейские вожди из династии Кимов, Великий кормчий в Китае и еще легион диктаторов помельче, но обязательно великих – все они помешались на своем величии и непревзойденности своих наций.
Только пичкая свои народы этой пропагандистской отравой и подкрепляя пропаганду жестокими репрессиями, они могут сохранить свою власть, не опасаясь политических конкурентов.
Некоторая разница между ними состояла иногда в том, что именно они подразумевают под величием. Величие советской империи состояло в ее необъятности и боеспособности. Советские вожди всегда гордились своей одной шестой частью земной суши и ядерным оружием. А чем еще было гордиться? Разве что освоением ближнего космоса, балетом и победой во Второй мировой войне.
Сдулся космос, потускнел балет и осталась только великая победа
С тех пор многое изменилось в мире, но мало – в сознании наследников советской эпохи. Нет уже одной шестой, сдулся космос, потускнел балет и осталась только Великая Победа, которую заездили и опошлили до запредельного уровня. К победобесию решили добавить немного военных побед, которые, по разумению кремлевских мыслителей, должны оживить у народа чувство величия и гордости за свою страну и ее бессменного руководителя. Пока еще не очень великого, но без которого, как известно, России уже нет, да и быть не может.
Одна из хронических бед российского государства – примитивное мышление его руководителей. Чем более великими они сами себе кажутся, тем катастрофичнее их правление. Нынешнее российское руководство во главе с Владимиром Путиным живет политическими идеями XIX века. Тогда величие и сила государства еще были прямо связаны с обширностью территории и количеством проживавших на ней людей.
Век индустриализации пошатнул эти многовековые представления, а XXI век их наглядно обрушил. Всего этого не видят ни Владимир Путин, ни его челядь. Они упорно пытаются расширить территорию страны и выдать это за свое достижение, которым должна гордиться вся страна. Кто гордиться отказывается, тому положены тюрьма или эмиграция.
Скорость экспансии – примерно 103 км в день
Захват территории – это маниакальная идея, владевшая в прошлые века почти всеми монархами, а ныне оставшаяся по наследству самым неразумным диктаторам. Они уже не могут остановиться. Российское государство, сложившееся как таковое во второй половине XV века, во времена царствования Ивана III Васильевича (в русской историографии также Иван Великий – ну а как же иначе), занимало площадь 2,5 млн кв. километров.
Советский Союз к 1991 году занимал площадь 22,4 млн кв. километров. Вот так расширялась Россия. Если не учитывать территории, которые ей иногда приходилось отдавать, то скорость экспансии составляет примерно 103 кв. километра в день. Это как каждый день присоединять к территории страны по одному Парижу. Ну как здесь остановиться? Тем более если в голове непрестанно звенит то из российского гимна «От южных морей до полярного края/ Раскинулись наши леса и поля», то популярное в советское время «Широка страна моя родная». Широка, велика, могуча – надо повторить!
Именно в разрезе этих представлений о величии страны и следует понимать намерение Кремля откусить от Украины очередной кусок ее территории. В их представлении Россия обязательно должна быть большой и все должны ее бояться. Все остальное – включая бедствия собственного народа – не имеет значения. Поэтому Путин не остановился на Крыме, не остановится на Донбассе и, скорее всего, аннексирует Херсон, а затем и все, до чего дотянется российская армия.
Александр ПОДРАБИНЕК,
российский журналист
«Белсат»
12.05.2022